Песочная терапия активно используется в коррекционной педагогике и психологии. Во многом ее успех обусловлен тактильными свойствами и доступностью самого материала, а также простотой использования. Проводить сеансы песочной терапии для детей с особенностями развития родители могут самостоятельно и в домашних условиях. О том, как организовать коррекционное занятие, рассказывает педагог дополнительного образования ЦСПР «Дом детей» Александра Афанасьева.

Подготавливаем комфортное рабочее пространство

«Песочная терапия широко используется на занятиях с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития, но, разумеется, в такой работе есть свои особенности. До начала сеансов необходимо понимать уровень психофизического развития ребенка, наличие у него отягощающих состояний — например, эпилепсии. Использование любых провоцирующих стимулов обязательно нужно согласовать с врачами, а методику лучше внедрять постепенно, фиксируя малейшие реакции ребенка», — рассказывает Александра.

Для занятий с песком потребуется стандартное оборудование: песочница (юнгианская, световая, интерактивная) и сам песок (сухой кварцевый, кинетический, мокрый). Можно использовать тематические игровые наборы, фигурки сказочных героев, аксессуары (бусы, пуговицы, пряжки и пр.), природные материалы (камни, ракушки, веточки деревьев, фасоль, орехи, шишки, перья) и другие предметы.

Если у ребенка аллергия на песочную пыль, можно использовать аналоги песка — манку или поваренную соль. Для придания этим материалам цвета достаточно добавить в них перетертые цветные мелки. Песочницу можно заменить на большой лоток, поднос или таз, удобный для манипуляций. «Не забудьте продумать гигиену рабочего места: постелите газету, скатерть или любую защитную пленку, подготовьте салфетки», — советует специалист.

Волшебная сила песка

Варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, ее продолжительностью и целями. «Важно знать, какие задачи ставит педагог или родитель, чего они ждут от терапии. Как правило, песочная терапия направлена на стабилизацию и гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка, формирование у него коммуникативных навыков и развитие когнитивных процессов», — говорит Александра.

Манипуляции с песком специалисты условно разделяют на три типа. Первый — действия на поверхности, подразумевающие скольжение ладонями по поверхности песка, выполнение движений в разных направлениях. Можно руками или различными предметами оставлять на песке следы, вырисовывать дорожки, рисовать струйкой песка по контуру или трафарету и так далее. Для развития тактильно-кинетической чувствительности и воображения можно сначала изобразить предмет на спине или руке ребенка, а затем попросить нарисовать этот предмет на песке.

Второй тип взаимодействия с песком — проникновение вглубь. Это пересыпание песка в емкости с разной величиной отверстия, поиск спрятанной в песке игрушки или картинки. Все это ребенок может делать руками или с помощью других предметов — например, кисточки, которой будет сметать песчинки. К этому же типу манипуляций относятся игры с формочками, выкапывание ямок, тоннелей, создание горок, «выпекание» пирожков.

Третий тип работы с песком связан с более сложными сценариями — организацией сюжетов и созданием композиций. Здесь в ход могут пойти дополнительные природные материалы, тематические игровые наборы и готовые дидактические игры, даже сюжеты сказок.

«Игру с песком лучше начинать с приветствия. Затем можно попробовать выполнить простые игровые приемы: пересыпание песка в руках, дождик, попадание струи песка в колечки разного диаметра, необычные следы», — продолжает педагог.

Игры с песком

Все приемы песочной терапии отражаются в играх: обучающих, познавательных и проективных.

  • «Необыкновенные следы»
    Игра помогает в развитии тактильно-кинетической чувствительности, воображения. Ребенка просят выполнить несложные упражнения: «Прыгают зайчики» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Идут медвежата» — он кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых.
  • «Волшебные отпечатки на песке»
    Взрослый и ребенок оставляют отпечатки своих рук на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют другими предметами, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, птички, цветочки.
  • «Волшебные рисунки»
    С помощью спринцовки ребенок пробует делать на сухом песке рисунки, проводя струей воды по контуру, трафарету.
  • «Песочные прятки»
    Ребенок руками или с помощью совочка или кисточки ищет предмет, спрятанный в песке. Варианты могут быть разные: поиски на ощупь, по схеме, по заданию, по словесному описанию. В игре используются фактурные игрушки и фигурки, картинки, фотографии знакомых людей, предметов.
  • «Угадай пальчик»
    Взрослый показывает ребенку, как песок из его руки сыпется в песочницу и на ладонь малыша. Затем просит ребенка закрыть глаза и сыпет ему песок на пальчики. Просит показать пальчик, на который попал песок.
  • «Бусы для мамы»
    С помощью цветных камней, ракушек, фасоли ребенок последовательно выкладывает бусинки на песке по контуру.
  • «Норки для зайчика»
    Ребенок вместе с взрослым копает руками или совочком небольшие ямки-норки. Затем взрослый обыгрывает постройку. Например, берет игрушку-зайчонка, имитируя его движения. Зайчик «пробирается» в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для него замечательные домики.
  • Развитие ориентации в пространстве
    Ребенок «расселяет» игрушки в песочнице с учетом заданий: кто-то хочет жить в правом верхнем углу, кто-то — слева от кого-то, кто-то — в круглом домике, кто-то — в квадратном. Ребенок выбирает и делает отпечатки нужной формы, закрепляя понятия сенсорных эталонов.
  • «Сказка на песке»
    Ребенок учится моделировать ситуацию сказки с использованием подручных материалов. Его задача — расположить предметы по всему песочному ящику и рассказать сказку.

«Самое важное, о чем необходимо помнить, начиная заниматься с ребенком песочной терапией, — это возможность создать ситуацию успеха, вызвать положительные эмоции от самого действия и от общения с взрослым. Ведь только при этом условии происходит развитие когнитивных процессов ребенка», — отмечает специалист.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы