1 февраля 2021 года

Каждый особенный ребенок нуждается в индивидуальной реабилитационной программе и комплексной работе с разными специалистами. Но успешность реабилитации определяется не только вкладом профессионалов — многое зависит и от усилий близких людей, особенно родителей. Процесс реабилитации не должен останавливаться, когда дети в силу разных обстоятельств временно не посещают специальные учреждения, ведь многие методики можно применять и дома. Задача специалистов − разъяснить родителям, как и для чего нужны те или иные упражнения и помочь правильно организовать занятия. Учитель-дефектолог Центра социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов «Дом детей» Валентина Тарасова, которая активно использует на занятиях современные кинезиологические методики, рассказывает, что такое кинезиология и как ее можно применять дома.
Восстановить нарушенные связи
«Понятие „кинезиология“ имеет не одно значение. Хотя общий смысл един — это наука о движении тела и его частей за счет сокращения мышц. Наш мозг состоит из двух полушарий — правого и левого. Каждое из них является не зеркальным отражением другого, а необходимым дополнением. Между ними находится мозолистое тело, необходимое для передачи информации из одного полушария в другое и поддержания интеллектуальной деятельности человека. Если проводимость мозолистого тела нарушается, то одно полушарие берет на себя большую нагрузку, а второе начинает „тормозить“», − рассказывает Валентина Тарасова.
Развивать межполушарную связь, мелкую моторику, память, внимание, речь, мышление, устранить дислексию и дисграфию (трудности с освоением чтения и письма) можно как раз с помощью кинезиологических упражнений. А еще занятия по такой методике снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю.
Отличительная особенность многих кинезиологических упражнений — одновременное включение в работу обеих рук и пересечение центральной линии тела — воображаемой линии, делящей тело на правую и левую стороны, — при совершении перекрестных движений.
Виды кинезиологических упражнений
- Кинезиологические растяжки используются для нормализации тонуса мышц. В отдельных случаях (например, при выраженной спастике) растяжки могут, наоборот, повысить тонус мышц. Поэтому комплекс упражнений разрабатывается для каждого ребенка индивидуально.
- Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, повышают самоконтроль.
- Упражнения для развития мелкой моторики. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов, например, помогаем развить речь.
- Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Одно- и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие.
- Телесные упражнения развивают межполушарное взаимодействие, снимаются приступы непроизвольных, непреднамеренных движений.
- Упражнения для релаксации способствуют расслаблению и снятию напряжения.
Кинезиология у вас дома
«Выполнение некоторых кинезиологических упражнений детьми с ОВЗ может иметь особенности. У таких ребят есть сложности с воображением, поэтому на занятиях необходимо использовать реальные предметы. Например, при выполнении упражнения на растяжку „Сорви яблоко“ рекомендуется взять настоящие фрукты, встать напротив ребенка и попросить его потянуться рукой, чтобы „сорвать“ яблоко. При выполнении дыхательного упражнения „Свеча“, где ребенок должен задуть воображаемую свечу, тоже лучше использовать настоящие свечи, соблюдая меры безопасности. Для упражнения „Глаз-путешественник“ можно развесить в комнате яркие игрушки, рисунки и попросить ребенка посмотреть на тот или иной предмет, фиксируя при этом голову, чтобы движения глазами совершались без движения головы», — рассказывает Валентина Тарасова.
Дома можно выполнять отдельные упражнения во время игры, рисования, утренней гимнастики или проводить целый комплекс упражнений как регулярное занятие. Сначала взрослому необходимо вместе с ребенком разучить упражнения, отработать технику, а затем, если это возможно, ребенку рекомендуется выполнять комплекс самостоятельно с постепенным наращиванием темпа и времени.
«Кинезиологические упражнения — это интересное и очень полезное занятие как для детей, так и для их родителей. Активизация межполушарного взаимодействия помогает улучшить работу головного мозга и оказывает общее оздоравливающее воздействие на весь организм», − убеждена дефектолог.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы