28 января 2021 года
Александра живет в одном из столичных Центров содействия семейному воспитанию уже три года. Здесь ее ласково называют Шуша, и такое милое, мягкое и домашнее прозвище как нельзя лучше подходит девочке. Несмотря на сложные диагнозы и ограниченные возможности здоровья, Саша растет, развивается и радуется жизни. Ее пример доказывает: каждый ребенок, независимо от того, что написано в его медицинской карте, − личность со своим характером, склонностями и предпочтениями. О малышке Шуше воспитатели готовы рассказывать часами.
В конце декабря 2020 года Саше исполнилось пять лет.
«В этом году в Шушин день рождения мы проводили новогодний утренник, но и ее личный праздник оказался ярким и веселым. И всем нам вспомнилось, как в такой же день, три года назад, ее принесли к нам в группу. Саше тогда было два года. Перед нами лежала удивительно красивая девочка! Широко распахнутые, обрамленные длинными ресницами большие серые глаза. Роскошные русые кудри. Точеный носик и словно нарисованные губки... У крохи были серьезные проблемы со здоровьем, в нашей группе, где малыши ползали и учились сами вставать на ножки, Шуша стала самым сложным ребенком. Кстати, Шушей мы ее называем, потому что это ассоциируется с мягкостью, уютом и очень ей подходит», — рассказывает воспитатель девочки.
Сотрудники, работающие с детьми в группе, научились кормить Сашу, что из-за ее особенностей очень непросто, правильно сажать, пользоваться туторами и делать «укладки» с помощью специальных валиков и подушек для позиционирования.
«Когда возможности здоровья ребенка ограничены, мы пытаемся использовать любые способы общения с малышом. Для Шуши это в основном тактильный и вербальный контакт с детьми и взрослыми. У девочки есть специальное низенькое кресло, в которое мы ее сажаем, и она, находясь на уровне других детей, их слышит. Кто-то ползает, кто-то ходит, кто-то гремит погремушкой. Мы видим реакцию девочки на это. Она может улыбаться, вздрагивать, гулить. К ней подползают дети, пытаются поделиться игрушкой, гладят по ножкам, улыбаются. А Шуша по-своему отвечает. Нас это радует, потому что она не остается в стороне, она — вместе со всеми, общается, дети знают ее по имени. На вопрос „Где наша Шуша?“ обязательно подходят или подползают к ней, гладят по ручке», − рассказывает педагог.
Воспитатель Центра Мария Геннадиевна занимается с Шушей по методике Монтессори. Между педагогом и девочкой сложились особо теплые отношения. У каждого ребенка в группе есть индивидуальные ящички с личными вещами, в которых хранятся любимые игрушки, книжки, какие-то безделушки, которые можно достать, когда хочется поиграть. Шушин ящик — полный! Там и коврики, и искусственная травка, и музыкальные игрушки, и пушистые цыплята, и резиновые мячики — все, что девочка может потрогать, услышать, на что может отреагировать.
«На прогулке Шуше в руку мы вкладываем то травку, то листик, то цветок. А прогулки наша девочка очень любит! Когда выходим на улицу, особенно в теплое время года, она гулит, улыбается, вытягивает ручки и ножки. И обязательно лицом к солнышку! А как-то в наш ЦССВ приезжали гости, и кто-то из них узнал Шушу − уже видели ее раньше. Саша сидела в красивом платье и улыбалась. „Очень похорошела!“, — сказали о ней гости, и мы были несказанно рады такое услышать», − говорит воспитатель.
Есть у Шуши и друг — волонтер А. Все в Центре чувствовали, с какой теплотой и почти материнской заботой она относится к ребенку. У А. буквально горели глаза, когда она брала малышку на руки. К сожалению, развитию отношений помешали пандемия и введенные ограничения, но воспитатели в ЦССВ верят, что уже скоро все вернется на круги своя и Шуша опять будет радоваться новым встречам с заботливым другом. А пока А. регулярно звонит воспитателям и передает для крохи подарочки.
«Мы пытаемся делать все, что в наших силах, чтобы Саша-Шуша была полноценным членом детского коллектива, чтобы как можно чаще улыбалась, ведь в эти минуты ей хорошо, а это и есть наша главная цель», − отмечает педагог.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы