Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Как школьнику выбрать будущую профессию: рекомендации от социального педагога

19 января 2021 года

Как школьнику выбрать будущую профессию: рекомендации от социального педагога

Как определиться с будущей профессией и куда пойти учиться после школы? Эта задача рано или поздно встает перед всеми старшеклассниками. Как найти себя, как непредвзято оценить свои возможности и умения, как правильно поставить цель в отношении своего дальнейшего образования и выбрать дело всей жизни, принесет ли этот выбор удовлетворение в будущем? Можно ли избежать ошибок при выборе будущей профессии и вуза? Ответы на эти и многие другие вопросы помогла найти Виктория Полукарова, социальный педагог из Школы-интерната № 1 для обучения и реабилитации слепых.

Проверенная тактика

В первую очередь необходимо выбрать специальность, а уже после этого — учебное заведение. Подобная тактика доказала свою эффективность в профориентационной работе. При построении профессионального маршрута, прежде чем рассматривать учебные заведения, школьнику необходимо выбрать интересующую его область знаний, направление дальнейшего обучения.

От выбора профессии зависит очень многое — дальнейшее развитие личности, состоятельность, социальный статус и, в общем, удовлетворенность жизнью. Поэтому выбор будущей профессии — очень важная задача.

«При выборе будущего рода деятельности неуместна спешка. Важно внимательно оценить свои особенности, личные качества, способности и устремления. Не стоит полагаться лишь на престиж профессии и ожидания большого заработка. Профессиональная самореализация возможна только в той сфере, которая вызывает интерес. А это значит, что в этом вопросе необходимо принять осознанное и, главное, самостоятельное решение», — рассказывает Виктория Полукарова.

Три шага к будущей профессии

Определиться с будущей профессией школьнику поможет профориентация. Это целый комплекс мероприятий, которые нацелены на выбор и профессиональное самоопределение. Традиционно профориентация проходит в три шага:

  • В первую очередь ребенку необходимо разобраться в своих желаниях, интересах, и склонностях. А также адекватно оценить состояние здоровья, свои способности, уровень знаний, характер, темперамент и другие личные особенности. Узнать себя лучше помогут тесты на профориентацию, которые можно пройти и самостоятельно, но лучше всего на консультации у психолога (профориентолога).

    «Не помешает проанализировать свои сильные и слабые стороны, положительные и отрицательные качества характера. Потом представить, чем бы вы хотели заниматься каждый день, представить работу своей мечты. Следующий шаг — ознакомиться с профессиями, которые соответствуют интересам и способностям. Затем предварительно наметить группу подходящих профессий и, что очень важно и необходимо, сопоставить свои личные качества и возможности с теми требованиями, которые выдвигают эти профессии», — рекомендует социальный педагог.

  • Второй шаг — это получение информации о профессиях и необходимом образовании. Здесь необходимо досконально изучить каждую профессию из предварительно составленного списка. Выяснить, чем конкретно занимаются специалисты той или иной области. Найти подробную информацию о профильном образовании. С этой целью можно посетить ярмарки и выставки образовательной тематики, а также лично познакомиться с вузами на общедоступных Днях открытых дверей.

  • Третий шаг — самый ответственный — примерить профессию на себя. Для того чтобы окончательно сформировать свое отношение к той или иной профессии, рекомендуется попробовать ее на практике.

«Конечно, для школьника очень сложно устроиться на работу и даже на стажировку в фирму, где он мог бы работать после получения высшего образования. Но все же некоторые варианты опробовать профессию найти можно: это профильные смены в лагере, экскурсии в выбранные компании или на производство, профобучение (возможно при сотрудничестве школы с профессиональными колледжами). Также очень важно по возможности лично пообщаться с представителями выбранной профессии», — объясняет Виктория Полукарова.

Самые частые ошибки при выборе профессии

  • Несерьезный подход: выбор профессии за компанию, выбор вуза, в который легче пройти из-за недобора, университет рядом с домом и т. д.

  • Престижность и внешняя привлекательность профессии: многие хотят быть юристами или блистать на сцене, но не все понимают, сколько усилий нужно приложить, чтобы действительно добиться успеха.

  • Влияние авторитетов и перенос отношения к человеку на саму профессию: подражание кумирам в вопросах выбора профессии может привести к разочарованию и самонереализованности.

  • Недостаточное знание самого себя и недостаточное знание мира профессий.

«Отдельным пунктом хочется выделить давление родителей. Довольно часто родители, вопреки очевидным способностям своих детей, дают им советы в выборе профессии исходя из принадлежности к определенной профессиональной династии, соображений престижа, возможности высокого заработка или же своих собственных неосуществленных идей. Мнение родителей, несомненно, важно и выслушать его стоит, но прежде чем принять решение, нужно здраво оценить ситуацию и взвесить все „за“ и „против“. Если ребенок сомневается, нужно выслушать других авторитетных для него людей (учителя или психолога)», — рекомендует социальный педагог.

Как помочь ребенку определиться с профессией: советы родителям

Чаще разговаривайте с подростком. Старайтесь понять предпосылки его интересов. Способствуйте расширению знаний ребенка как о мире профессий, так и самом себе.

«Не настаивайте на поступлении в конкретный вуз. Вместе с ребенком рассмотрите разные варианты. Дайте ему шанс практически применить знания и умения, которыми он обладает (пройти практику, поработать во время каникул и т.д.). Не лишайте подростка возможности принять свое собственное решение. И даже если что-то получится не сразу, это будет его самостоятельный путь, основанный на собственном опыте, и ваш ребенок никогда не обвинит вас в своих неудачах», — говорит Виктория Полукарова.


Как профориентация проходит в Школе-интерната № 1 для обучения и реабилитации слепых

Профориентация школьников проводится через урочную, внеурочную и внеклассную деятельность. Для детей проходят специальные экскурсии, профориентационные встречи, конкурсы, викторины. Ребятам начальной школы на уроках труда рассказывают о бережном и добросовестном отношении к труду, для детей средней школы проходят специальные профориентационные занятия и игры, направленные на развитие мотивации к выбору профессии, моделирование ситуаций, связанных с профессиональным выбором.

У старшеклассников идет уже более конкретная профориентация. Выпускникам рассказывают о возможностях обучения разным профессиям, про вузы и дни открытых дверей. Кроме того, для подростков проводятся различные профориентационные мероприятия в школе с приглашением специалистов из вузов и профорганизаций. Несмотря на то, что некоторые профессии для незрячих людей недоступны по объективным причинам, ученики школы успешно реализуют себя в самых разных сферах.

«На индивидуальных профконсультациях учитываются личные особенности обучающихся, в том числе учебные достижения. Обсуждаются вопросы о выборе предметов для сдачи экзаменов, о выборе места дальнейшего обучения, простраивается профессиональная траектория развития конкретного ученика. Кроме того, наши выпускники могут пройти профобучение. В сотрудничестве с технологическим колледжем № 34 и киноколледжем № 40 реализуются образовательные программы профессиональной подготовки в рамках проекта «Профессиональное обучение без границ» по профессиям «Рекламный агент — радиоведущий», «Оператор ЭВМ», «Оператор звукозаписи», — рассказывает Виктория Полукарова.

Старшеклассники с нарушением зрения проходят программу по введению в профессию массажиста в рамках дополнительного образования, что позволяет им впоследствии поступить в медицинский колледж № 6 (направление «Медицинский массаж»). Также выпускники поступают на различные гуманитарные специальности в РГСУ (колледж и сам университет), в котором функционирует Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, оказывающий содействие в адаптации и обучении студентов.

В МГППУ создана доступная образовательная среда, учитывающая особенности передвижения студентов с двигательными нарушениями и ориентировки студентов с сенсорными нарушениями. В частности, на факультете информационных технологий созданы специальные условия для обучения студентов с нарушением зрения. Этот факультет пользуется большой популярностью среди учеников ШОР № 1.

«Путь самореализации очень непрост. А выбор профессии на этом пути играет очень важную роль. К сожалению, делать этот важный выбор зачастую приходится школьникам, которые в силу отсутствия опыта не способны в полной мере оценить специфику той или иной профессии. Полностью оградить ребенка от ошибок невозможно. Но если он будет двигаться вперед, развиваться, стремиться к своей мечте, какую бы профессию он ни выбрал, он найдет себя и будет счастлив», — уверена социальный педагог.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Труд и занятость

Категория граждан:Семьи с детьми, Подростки

Новости по теме