Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Как детская игрушка формирует характер ребенка и его способность к творчеству

13 января 2021 года

Как детская игрушка формирует характер ребенка и его способность к творчеству

Игра для ребенка — важный созидательный процесс, во время которого закладываются основы характера, поведения, укрепляются понятия, на основе которых он в будущем будет строить свои отношения с миром. Игрушки формируют, наполняют и направляют творческий процесс. Чтобы игра была максимально полезной, родители должны опираться не столько на эмоциональные впечатления от игрушек, сколько на понимание истинных потребностей ребенка. О том, как это сделать, рассказывают специалисты Центра содействия семейному воспитанию «Полярная звезда».

Игра в первые семь лет жизни ребенка — это не обучение, не специально подготовленное занятие, не развитие памяти, внимания, мышления и не тренировка навыков. Исследования последних лет показывают: дети, ориентированные на раннее обучение и развитие, в старшем возрасте оказываются менее творческими, менее уверенными в себе, более тревожными и напряженными. Ведь ребенок — это не совокупность умений и навыков. Ребенок — живой, подвижный, искренний, и по-настоящему развиваться он может только в естественной среде.

«Настоящая развивающая игра похожа на интересную, наполненную творчеством жизнь, когда развитие событий заранее неизвестно и любой возникающий нюанс влияет на ситуацию. Это процесс, в котором нужно строить отношения, общаться, проявлять воображение, делать открытия и узнавать себя. Настоящая игра всегда самостоятельная и спонтанная. Она не всегда предсказуемая, результат ее не запланирован, он рождается в процессе», − убеждена педагог-психолог Светлана Родина.

Настоящая игра помогает ребенку проживать ситуации реальной жизни и преображать их в своем восприятии. Здесь ребенок сам является инициатором и творцом своей истории. Он стремится к самостоятельно придуманным целям, и это стремление приносит радость, удовлетворение и искренний интерес.

Что такое развивающая игрушка

По-настоящему развивающая игрушка способствует развитию личной активности ребенка. Она пробуждает самостоятельность, инициативность, спонтанность, живой интерес к миру, умение строить отношения с другими. Для того, чтобы игрушка могла пробуждать в ребенке такие глубокие, но важные процессы, она должна отвечать ряду критериев.

  • Хорошая игрушка несовершенна
    «Маленький лоскуток ткани, наполненный шерстью и перевязанный ниткой, — самая простая куколка. Однако внутреннюю активность, стремление к преобразованию, которые она пробуждает в ребенке, трудно переоценить. Детская фантазия тотчас воссоздает недостающее: куколка превращается в принцессу, королеву или маленькую девочку. Такая куколка с точки зрения современной детской индустрии несовершенна. Но создавать что-то новое можно только там, где есть для него место», − отмечает Светлана Родина.
  • Игрушка должна быть незавершенной
    Чем меньше деталей и уточнений в игрушке, тем больше простор для детской фантазии. У куколки могут быть едва заметные и нейтральные по своим эмоциям глазки и ротик. А может их и не быть совсем. Все недостающие детали детская фантазия создает сама, из собственной воли и живого интереса. С такими куколками можно играть сюжетно, придумывать разные истории, потому что в нужные моменты игры они могут смеяться, плакать, сердиться или уставать. Вместе с ребенком такая кукла тоже «взрослеет», становится более детальной. Однако важно, чтобы она продолжала нести в себе черты здорового человеческого образа.
  • Игрушка из натуральных материалов несет тепло
    Чем младше ребенок, тем более важным является этот критерий. Соприкосновение с натуральными деревом, шерстью, шелком, хлопком, металлом дает правдивое понятие о живом мире. Это то, что должен освоить ребенок в начале жизненного пути, чтобы все последующие знания о синтезированных материалах ложились на эту базу.
  • Хорошая игрушка не может быть гротеском
    Очень важно понимать, что любая игрушка в виде человека — это человеческий образ, который ребенок, возможно, будет воссоздавать в своей жизни. Известны печальные истории кукол Барби с их неестественно длинными ногами и слишком худым телом. Многие девочки, взрослея, доходили до анорексии, желая быть похожими на этот образец из детства.
  • Настоящая игрушка максимально соответствует внутренней сущности того, кого она изображает
    Например, лошадка должна устойчиво стоять на ногах — это ее ключевая характеристика, так как она хорошо бегает, прыгает, перевозит людей и грузы. А кошка может быть мягкой, иметь возможность лечь и потянуться. Создавая или покупая анималистическую игрушку, важно задумываться о жизни животного-прообраза и уметь видеть, насколько в игрушке сохраняются его характер и особенности. Так мы учим детей правдивости.
  • Игрушка должна пробуждать фантазию и развивать чувственный опыт
    «Для детей в первые семь лет жизни больше подойдет игровой материал, не имеющий четкого назначения и специального сцепления. Например, деревянные брусочки, кубики, чурбачки, спилы деревьев, шишки, каштаны, желуди. Такие игрушки помогают осваивать физические законы мира и способствуют обогащению фантазии. При необходимости они превращаются в строительный материал, колесо для машины, руль, стол. Шишки могут стать лесом, а желуди — мостиками», — советует родителям педагог-психолог.
  • Здоровая игрушка не навязывает себя ребенку
    Многие современные игрушки умеют говорить, отвечать на вопросы, просить, плакать, кушать и многое другое. При взаимодействии с такими игрушками собственная активность ребенка минимальна: нужно всего лишь нажимать на определенные места и наблюдать, что скажет или сделает игрушка. Иногда может происходить подмена настоящих ценностей. Например, игрушечный щенок обнимается, виляет хвостиком и узнает голос хозяина. На коробке написано: «Вот кто станет твоим настоящим другом!». Только на первый взгляд кажется, что ребенок управляет игрушкой. На самом деле игрушка управляет им: навязывает ему действия и схемы поведения.
  • Развивающая игрушка естественно подвижна
    Существуют динамичные игрушки, чья подвижность основана на законах физики. Например, бычок, идущий по дощечке, — сколько в ней нового опыта для ребенка! Бычок каждый раз идет по-разному, может уверенно дойти до цели или упасть на половине пути. Запустить его, чтобы он пошел, требует определенных экспериментов, а результат всегда непредсказуем. Это рождает способность к сопереживанию, умение быть терпеливым, наблюдательным, аккуратным.
  • Рабочая игрушка функциональна
    Машинки, паровозики, лодочки, выполненные цельно, без возможности посадить в них пассажиров или поместить груз, не могут долго вызывать интерес ребенка и не способствуют развитию игрового сюжета.

«Важно понимать, что игра для ребенка — не только развлечение, а ее главная цель — не получение удовольствия. Это процесс, благодаря которому ребенок создает образ себя и своей жизни, настоящей и будущей. Вот почему создание правильной игровой среды и выбор игрушек — процессы довольно ответственные, требующие знаний, умения наблюдать и вдумчивого отношения», — считает Светлана Родина.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Семьи с детьми

Категория граждан:Семьи с детьми

Новости по теме