Подвести итоги года и пообщаться в неформальной обстановке с руководителем столичного Департамента труда и соцзащиты Евгением Стружаком собралось около 150 сотрудников столичной соцзащиты — тех, кого принято называть активом, лидерами общественного мнения: участники волонтерских проектов, молодежь, сотрудники центров. Встреча проходила преимущественно в дистанционном формате: коллеги задавали вопросы по видеосвязи и через онлайн-чат.

Обсервационные пространства и волонтерский корпус

Этот год для столичного Департамент труда и соцзащиты, как и для всех, — стал временем новых вызовов. Помимо основного функционала по оказанию социальной помощи москвичам перед командой Департамента появились новые задачи и требования, связанные с пандемией. Вначале встречи министр рассказал о основных достижениях и вызовах нынешнего года.

«Впервые мы столкнулись с необходимостью развернуть обсервационные центры. С этого начался год. Перед нашим Департаментов была поставлена задача — организовать прием тех людей, которые прибывали из-за рубежа, чтобы локализовать коронавирус. Первый обсерватор был открыт на базе ЦРИ „Царицыно“ — он принимал людей из-за рубежа. Затем он перестроился и стал заниматься долечиванием людей, у которых вирус проходил бессимптомно. В этом году всего мы организовали 15 обсерваций на 3 тысячи коек», — рассказал Евгений Стружак.

Многие сотрудники соцзащиты (соцработники, психологи, руководители) продолжают работать в обсервационных пространствах и оказывать помощь горожанам, тесно взаимодействуя с Департаментом здравоохранения.

«Весной мы стали связующим звеном между волонтерами и москвичами, которые должны были оставаться дома. Самый эффективный волонтерский проект — это признано всеми — реализован нашим Департаментом. Мы сумели через сеть тимлидеров (125 человек) организовать блестящую работу волонтерского корпуса. Чтобы не гонять волонтеров по городу, они распределились по районам. Мы обеспечили всех волонтеров средствами индивидуальной защиты, требовали от них соблюдения всех мир эпидемиологической безопасности. Волонтеры наряду с работниками социальной службы профессионально оказывали помощь москвичам. Отдельно мы сумели наладить даже помощь в выгуле собак, подключив волонтеров и кинологов», — поделился Евгений Стружак.

Этой весной открылся крупнейший кол-центр, который и сейчас продолжает принимать заявки на социальную помощь от людей старшего поколения, москвичей с хроническими заболеваниями, находящихся в самоизоляции. Социальные работники доставляют продукты и лекарства, помогают решить жизненные вопросы.

«Внезапно к 120 тысячам человек на надомном обслуживании, прибавилось еще почти 2 миллиона человек, которые могли позвонить в кол-центр и попросить о помощи в любой момент. Мы смогли перенастроить всю службу помощи на дому, взяли дополнительную нагрузку. Каждый день на помощь выходит 7 тысяч социальных работников. Также департамент организовал работу кол-центра для переболевших COVID-19. Мы обзваниваем их и приглашаем сдать плазму крови», — рассказал министр.

Увеличилась нагрузка на службу занятости

Во время пандемии удалось выстроить работу столичной службы занятости в дистанционном формате. Службе занятости пришлось нелегко, но она справлялась с нагрузкой.

«Было важно не упустить никого, зарегистрировать безработным, чтобы человек смог получать выплаты. Центры занятости сейчас прилагают максимум усилий, чтобы аккумулировать вакансии — их в нашей базе уже свыше 260 тысяч и трудоустроить всех, кто хочет работать. Осенью мы организовали и крупную стажировку на 500 человек для выпускников вузов и колледжей, которым труднее всего найти первую работу в такое непростое время», — пояснил министр.

В разное время несколько тысяч человек поменяли должностные обязанности и были прикомандированы к другим проектам. «При этом мы ни на минуту не забыли про наш основной функционал. Весь этот год показал, что наши сотрудники умеют работать — причем на пятерку», — подчеркнул министр.

«Гордимся теми, кто помогает другим людям»

На сессии вопросов и ответов представительница Моего социального центра района Марьина Роща Анастасия Кононенко спросила министра, как бы он охарактеризовал социальную защиту.

«Это помощь под ключ с любой жизненной ситуации. Причем, проактивная помощь. Благодарен судьбе за то, что я работаю в этой сфере, что у нас такой профессиональный коллектив. Для меня откровением стал тот факт, насколько мощная и эффективная в Москве система соцзащиты», — отметил Стружак.

На связь вышел Северо-Западный округ, где находится резервный госпиталь «Крылатское». Сейчас большое количество сотрудников соцзащиты трудятся там на передовой. Сотрудники Гражданского штаба резервного госпиталя рассказали, что они продолжат помогать медикам и в следующем году.

«Отдельно хотел бы поблагодарить всех сотрудников, которые были прикомандированы в госпитали и в другие проекты. Это непросто: возникает психологический дискомфорт, приходится подстраиваться под правила другого коллектива. Помимо того, что вы выполняете важную миссию для города — вы еще и внутренне становитесь сильнее, поскольку это совершенно новый опыт. По сути это работа во время чрезвычайных ситуаций, когда человек мобилизуется и делает то, что необходимо. Мы гордимся вами. Понимаем, какую школу сейчас вы проходите», — поблагодарил руководитель Департамента.

На площадке Научно-практического реабилитационного центра на Абрамцевской улице с весны 2020-го работает обсервационное отделение. Этот центр один из первых столкнулся с новыми вызовами этого года, когда одно из отделений оперативно перепрофилировалось под обсервационный блок. К разговору присоединилась Бэла Сырникова, директор реабилитационного центра.

«Возможно нам кажется, что это был непростой год, но мы всегда помним о принципе — делай, что должно, и будет результат. Мы — одна большая семья. Нужно всегда стараться идти вперед и выполнять те задачи, которые перед нами ставятся. Я горжусь нашими коллегами, они очень уважительно относятся друг ко другу, сопереживают, всегда чувствуется их поддержка», — поделилась Бэла Сырникова.

«Армия» добровольцев и единомышленников

Валерия Романова из центра «Моя карьера» в этом году руководила проектом «Мой социальный помощник» и акцией «Вакцинация против гриппа». Она рассказала, что в следующем году они продолжат активную работу над новыми проектами: будут развивать корпоративное волонтерство и сотрудничество с НКО. Валерия поинтересовалась у министра, какие критерии эффективности волонтерского проекта он считает самыми значимыми.

«Критерий очень простой — ваша команда, близкие вам по духу и жизненной позиции люди. Если вокруг каждого из нас соберется актив в 50 человек, который в любое время будет готов помогать в делах, реализовывать проекты, защищать идеи, то мы соберем целую „армию“ добровольцев, неравнодушных людей, которые хотят сделать Москву еще добрее, комфортнее. Многие из вас активно ведут соцсети, являются лидерами мнений, и вокруг вас должны быть единомышленники, которые помогут в сложные моменты», — уверен Евгений Стружак.

О личном и планах на следующий год

Среди вопросов было немало личных тем. Так, Евгений Стружак рассказал, что не ведет личных страниц в соцсетях, но постоянно следит за трендами и читает новости, связанные с социальной сферой.

Спросили его и о вакцинации от COVID-19. «Я доверяю российским ученым и врачам, — ответил он. — Считаю, что у работников сферы соцзащиты есть огромная ответственность не только перед собой и семьей, но и перед людьми, с которыми вы работаете. Поэтому вакцинация, конечно, если нет противопоказаний или антител, выработанных естественным путем, это ответственный и безопасный выбор работника социальной сферы».

На вопрос, есть ли в семье Евгения Петровича особые традиции встречи Нового года, он ответил, что любит с семьей 31 декабря обязательно прогуляться по нарядной Москве, а потом в кругу самых близких встретить дома Новый год.

В очень непростом режиме, в том числе и вахтовым методом, почти весь год трудятся сотрудники из стационарных учреждений департамента — пансионатов для ветеранов труда и психоневрологических интернатов. Министр поблагодарил коллег за круглосуточную заботу о людях, наиболее уязвимых к коронавирусу. Представители ПНИ № 23 вышли на связь и спросили у Евгения Петровича о самом главном достижении департамента в уходящем году.

«Нашим главным достижением в этом году я бы назвал то, что система социальной защиты в Москве, несмотря на огромную дополнительную нагрузку, трудности и вызовы, продолжает четко и отлаженно работать. Все идет своим чередом. Жизнь продолжается, нет сбоев. Все, кому нужна социальная помощь, ее получают. Спасибо вам, коллеги, за ваш труд! С наступающим Новым годом!» — подвел итог Евгений Стружак.

Во время встречи Евгений Стружак наградил трех активных и молодых сотрудников окружных отделов соцзащиты, которые в этом году активнее всего себя проявили в информационном поле, вели блоги, каждый день рассказывая о работе социальной защиты.

  • Номинация «Блогер года» — Светлана Рябова (Семейный центр «Печатники»)
  • Номинация «Будущее отрасли» — Анастасия Кононенко (Управление соцзащиты Северо-Восточного округа)
  • Номинация «Работа с электронными и традиционными медиа» — Анастасия Минашкина (Управление соцзащиты ЮАО)

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы