Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Советы будущим приемным родителям: формирование здоровой привязанности в семье

18 декабря 2020 года

Советы будущим приемным родителям: формирование здоровой привязанности в семье

У тех, кто задумался о приеме в семью ребенка, оставшегося без родительского попечения, есть немало страхов. Один из них — опасение, что дети будут склонны к деструктивному поведению. Это возможно, но проблема решаема. Часто сложности в поведении приемных детей могут объясняться нарушением привязанности. Подробнее об этом явлении и о том, как с ним справиться, рассказывает психолог Центра содействия семейному воспитанию «Радуга» Ольга Гарба.

Что такое нарушение привязанности и почему оно возникает?

Под привязанностью в психологии принято понимать отношения между ребенком и ухаживающим за ним взрослым. Это не всегда родная мама — может быть другой родственник, приемный родитель или даже няня. С самых первых дней жизни к малышу «прикреплен» взрослый, который отвечает за его безопасность и развитие. Если такой контакт не установился, то может возникнуть нарушение привязанности.

Взрослым нравится испытывать чувство привязанности, но они могут прожить и без него. Детям же такая связь необходима. Они не могут полноценно развиваться без чувства привязанности к взрослому, так как от этого зависит ощущение безопасности, их восприятие мира и развитие.

Есть три источника формирования привязанности: удовлетворение потребностей ребенка, позитивное взаимодействие и принятие ребенка как своего, одного из нас.

Здоровая привязанность способствует развитию у ребенка совести, логического мышления, способности контролировать эмоциональные вспышки, испытывать самоуважение, помогает понимать собственные чувства, находить общий язык с другими людьми.

В учреждениях, берущих на себя заботу о детях, работают очень заботливые и внимательные воспитатели, которые стремятся создать все условия для того, чтобы малыши росли психологически устойчивыми. Но сложность в том, что ребенок может попасть в учреждение с уже имеющимися нарушениями привязанности.

В чем опасность нарушения привязанности?

«Такая психологическая особенность имеет свои последствия. Детям, испытавшим травму, часто бывает сложно открываться миру, у них могут отсутствовать сочувствие и эмпатия. Их поведение может транслировать, что у ребенка „нет совести“. Обусловлено это отсутствием фигуры взрослого, который давал бы адекватную реакцию на детские слезы и другие эмоции, а позднее, когда дети начинают осваивать мир, устанавливал бы границы», — считает Ольга Гарба.

К счастью, такие искажения в развитии ребенка поддаются коррекции и, следуя правилам, можно свести их к минимуму.

Правила формирования привязанности у приемного ребенка

«По моим наблюдениям формирование привязанности к приемным родителям занимает от шести месяцев до двух лет — в зависимости от возраста, особенностей ребенка и его жизненного опыта. Ребенку необходимы ваши внимание и время, будьте готовы к терпеливой работе над созданием прочных отношений с сыном или дочкой. Постарайтесь следовать этим правилам, и у вас обязательно все получится», — советует психолог.

  • Не расставайтесь с ребенком больше чем на 4 часа
    Родителям не стоит покидать ребенка на долгое время, особенно в первые несколько месяцев, пока проходит взаимная адаптация. Для формирования привязанности необходимо присутствие родителя, постоянный контакт, поэтому проводите с ребенком как можно больше времени. Если это необходимо, выберете доверенного взрослого, который изредка будет вас подменять.
  • Стремитесь к тактильному и зрительному контакту
    Многие малыши, попавшие в семью из ЦССВ, стремятся к интенсивному телесному контакту: любят посидеть на коленях, просят, чтобы их носили на руках, укачивали. И это очень хорошо, хотя многих родителей такой чрезмерный контакт может настораживать, особенно в ситуации, когда взрослый сам не очень к нему расположен. Со временем интенсивность таких контактов снижается, ребенок как бы «насыщается», восполняя то, что недополучил в раннем детстве.
    Однако дети, которые не стремятся к таким контактам, некоторые даже опасаются их, отстраняясь от взрослого и вздрагивая от прикосновений. Как правило, это следствие негативного опыта, нередко такое поведение вызвано пережитым физическим насилием. В таком случае не стоит слишком давить на ребенка, навязывая ему телесный контакт, но можно предложить игры, направленные на развитие этого контакта. Например, игры с ручками, пальчиками, ножками.
    Старайтесь как можно чаще смотреть ребенку в глаза. Если он отворачивается, привлекайте внимание. Постепенно он научится удерживать зрительный контакт и сам будет его искать.
  • Проявляйте эмпатию, сопереживайте ребенку, учите проявлять чувства
    Обязательно реагируйте на все чувства ребенка. Нарушение привязанности как раз и сформировалось, потому что потребности, страхи и желание быть любимым игнорировались, и теперь ребенок может нуждаться в «получении разрешения» на выражение чувств. Очень часто дети, не имея опыта позитивных отношений со взрослыми, не умеют выражать свои чувства. Например, их опыт говорит им, что, когда злишься, нужно ударить. Этот способ выражения злости не приветствуется в большинстве семей, и детям запрещают вести себя так, но при этом не всегда предлагают другие способы выражения чувств. Ребенку также важно знать, что он вполне может испытывать сильные чувства, связанные со своим прошлым: грусть, гнев, стыд. Важно объяснить ему, что он может сделать с этими эмоциями.
  • Формируйте чувство принадлежности к семье
    Предлагайте ребенку игры и способы взаимодействия, направленные на формирование у него чувства принадлежности к семье. Во время совместных прогулок устраивайте перебежки, чтобы ребенок прыгал, скакал на одной ножке от одного взрослого к другому. Играйте в прятки, когда один из взрослых прячется вместе с ребенком. Постоянно давайте ребенку понять, что он — часть семьи.

«Воспитание ребенка с нарушением привязанности требует особого настроя, стойкости, творчества и сил. Следуя этим простым правилам, вы сможете сформировать здоровую привязанность в вашей семье», — уверена Ольга Гарба.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Опека и попечительство

Новости по теме