11 декабря 2020 года

В течение жизни мы периодически сталкиваемся с травматическими жизненными ситуациями: проблемы со здоровьем, смерть близких, тяжелые отношения. Непроработанная детская травма может дать знать о себе даже во взрослом возрасте: привести к нарушениям личностного развития, проблемам в отношениях, психосоматическим расстройствам. Что делать родителям, если ребенок переживает негативный опыт, рассказывает психолог семейного центра «Печатники» Ирина Кутянова.
Психотравма — глубокая индивидуальная реакция на какое-либо событие, значимое для ребенка, вызывающее сильное психическое напряжение и негативные эмоции в дальнейшем, которые он не в силах преодолеть самостоятельно. Ребенок может получить психологическую травму, например, если сталкивается с оскорблениями или травлей в школе, с жестоким обращением в семье, или когда он теряет значимые для себя отношения, например, переживания в случае развода родителей.
Тревожные звонки
Иногда родителям сложно понять, что с ребенком что-то не так, он может молчать и не говорить. Поэтому важно вовремя увидеть признаки психотравмы.
Среди эмоциональных признаков, которые могут указывать на переживание травмы, можно отметить:
- плач, слезы;
- перепады настроения;
- раздражение;
- отчуждение;
- чувство вины и стыда;
- снижение самооценки и веры в себя;
- растерянность;
- тревога и страх;
- замкнутость;
- чувство ненужности.
К физическим признакам переживания травмы относятся следующие:
- нарушение сна, пугливость;
- изменение дыхания и сердцебиения;
- любые функциональные нарушения в системах (например, нарушения стула);
- мышечное напряжение;
- суетливость;
- ухудшение познавательных возможностей;
- утомляемость.
Как разговаривать о травматическом опыте с ребенком, даже не имея психологического образования:
- При разговоре лучше находиться на одном уровне с ребенком, можно сесть рядом с ним, взять его за руку, смотреть в глаза.
- Первое, что необходимо сделать, — выслушать. Можно спросить у ребенка: «Что случилось?», «Расскажи, что тебя тревожит?».
- Уважительное отношение к чувствам ребенка: «Я вижу, что ты сильно расстроен тем, что произошло», «Я понимаю, как это неприятно для тебя».
- Оценить степень риска для ребенка и необходимость срочных действий по оказанию помощи ребенку, в случае необходимости — привлечь других специалистов, например, психолога.
- Спросить у ребенка, каким образом вы можете помочь ему, можно предложить поговорить за чашкой чая. Как правило, окруженный теплом и заботой, ребенок становится более расположенным к доверительному разговору.
- Обсудить наилучший выход из ситуации, выразить готовность помочь и уверенность, что вы поможете вместе решить трудную или травмирующую ситуацию для ребенка.
- Важно не давить своим авторитетом взрослого или родителя на ребенка, не говорить ему: «Я лучше тебя знаю, что надо делать в этой ситуации». Так можно только усугубить его чувство беспомощности и создать препятствие для доверительного общения.
Сказкотерапия травматического опыта у ребенка
Бывает так, что ребенок не хочет или ему трудно говорить о травмирующей ситуации. Тогда может пригодиться совместное придумывание сказки. Например: «Жили-были король с королевой» — обязательные персонажи, у них были дети — количество, возраст, пол, имена придумывает ребенок. Далее один из детей отправляется в путешествие, например, в лес или в плавание по морю. После этого главный герой встречается с персонажем, который попал в беду и просит героя о помощи.
Важно, чтобы ребенок рассказал, в какой ситуации оказался персонаж, нуждающийся в помощи, описал, как главный герой спасает. В благодарность спасенный герой сказки исполняет желание или дарит талисман главному герою. После этого главный герой возвращается домой, обязательна позитивная эмоциональная встреча с родителями после спасения персонажа. Можно разыграть историю, используя игрушки, которые есть в наличии.
Восстанавливаем чувство безопасности
Для восстановления чувства безопасности, отлично подойдет метод визуализации, например, «Безопасное место». Ребенку предлагается представить какое-то пространство, где могут находиться вещи, люди, животные — все, кого ребенок не боится видеть и с кем ему комфортно. Это место, которое не замечают другие, оно невидимо для чужих глаз. Ребенок должен связать это с каким-то предметом, например, камнем, который будет его талисманом. Так, чтобы он в любой момент смог взять этот талисман в ладошку и снова войти в ресурсное состояние.
Здесь помогут!
Не бывает безвыходных ситуаций. В случае если вы знаете, что у ребенка есть травматический опыт, обратитесь за помощью к психологам через портал «Мой семейный центр». Каждый посетитель сайта может воспользоваться картой организаций поддержки семьи и детства. При выборе на карте необходимого района отображаются ближайшие организации с подробной контактной информацией.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы