Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Детские травмы: как ребенку могут помочь родители

11 декабря 2020 года

Детские травмы: как ребенку могут помочь родители

В течение жизни мы периодически сталкиваемся с травматическими жизненными ситуациями: проблемы со здоровьем, смерть близких, тяжелые отношения. Непроработанная детская травма может дать знать о себе даже во взрослом возрасте: привести к нарушениям личностного развития, проблемам в отношениях, психосоматическим расстройствам. Что делать родителям, если ребенок переживает негативный опыт, рассказывает психолог семейного центра «Печатники» Ирина Кутянова.

Психотравма — глубокая индивидуальная реакция на какое-либо событие, значимое для ребенка, вызывающее сильное психическое напряжение и негативные эмоции в дальнейшем, которые он не в силах преодолеть самостоятельно. Ребенок может получить психологическую травму, например, если сталкивается с оскорблениями или травлей в школе, с жестоким обращением в семье, или когда он теряет значимые для себя отношения, например, переживания в случае развода родителей.

Тревожные звонки

Иногда родителям сложно понять, что с ребенком что-то не так, он может молчать и не говорить. Поэтому важно вовремя увидеть признаки психотравмы.

Среди эмоциональных признаков, которые могут указывать на переживание травмы, можно отметить:

  • плач, слезы;
  • перепады настроения;
  • раздражение;
  • отчуждение;
  • чувство вины и стыда;
  • снижение самооценки и веры в себя;
  • растерянность;
  • тревога и страх;
  • замкнутость;
  • чувство ненужности.

К физическим признакам переживания травмы относятся следующие:

  • нарушение сна, пугливость;
  • изменение дыхания и сердцебиения;
  • любые функциональные нарушения в системах (например, нарушения стула);
  • мышечное напряжение;
  • суетливость;
  • ухудшение познавательных возможностей;
  • утомляемость.

Как разговаривать о травматическом опыте с ребенком, даже не имея психологического образования:

  • При разговоре лучше находиться на одном уровне с ребенком, можно сесть рядом с ним, взять его за руку, смотреть в глаза.
  • Первое, что необходимо сделать, — выслушать. Можно спросить у ребенка: «Что случилось?», «Расскажи, что тебя тревожит?».
  • Уважительное отношение к чувствам ребенка: «Я вижу, что ты сильно расстроен тем, что произошло», «Я понимаю, как это неприятно для тебя».
  • Оценить степень риска для ребенка и необходимость срочных действий по оказанию помощи ребенку, в случае необходимости — привлечь других специалистов, например, психолога.
  • Спросить у ребенка, каким образом вы можете помочь ему, можно предложить поговорить за чашкой чая. Как правило, окруженный теплом и заботой, ребенок становится более расположенным к доверительному разговору.
  • Обсудить наилучший выход из ситуации, выразить готовность помочь и уверенность, что вы поможете вместе решить трудную или травмирующую ситуацию для ребенка.
  • Важно не давить своим авторитетом взрослого или родителя на ребенка, не говорить ему: «Я лучше тебя знаю, что надо делать в этой ситуации». Так можно только усугубить его чувство беспомощности и создать препятствие для доверительного общения.

Сказкотерапия травматического опыта у ребенка

Бывает так, что ребенок не хочет или ему трудно говорить о травмирующей ситуации. Тогда может пригодиться совместное придумывание сказки. Например: «Жили-были король с королевой» — обязательные персонажи, у них были дети — количество, возраст, пол, имена придумывает ребенок. Далее один из детей отправляется в путешествие, например, в лес или в плавание по морю. После этого главный герой встречается с персонажем, который попал в беду и просит героя о помощи.

Важно, чтобы ребенок рассказал, в какой ситуации оказался персонаж, нуждающийся в помощи, описал, как главный герой спасает. В благодарность спасенный герой сказки исполняет желание или дарит талисман главному герою. После этого главный герой возвращается домой, обязательна позитивная эмоциональная встреча с родителями после спасения персонажа. Можно разыграть историю, используя игрушки, которые есть в наличии.

Восстанавливаем чувство безопасности

Для восстановления чувства безопасности, отлично подойдет метод визуализации, например, «Безопасное место». Ребенку предлагается представить какое-то пространство, где могут находиться вещи, люди, животные — все, кого ребенок не боится видеть и с кем ему комфортно. Это место, которое не замечают другие, оно невидимо для чужих глаз. Ребенок должен связать это с каким-то предметом, например, камнем, который будет его талисманом. Так, чтобы он в любой момент смог взять этот талисман в ладошку и снова войти в ресурсное состояние.

Здесь помогут!

Не бывает безвыходных ситуаций. В случае если вы знаете, что у ребенка есть травматический опыт, обратитесь за помощью к психологам через портал «Мой семейный центр». Каждый посетитель сайта может воспользоваться картой организаций поддержки семьи и детства. При выборе на карте необходимого района отображаются ближайшие организации с подробной контактной информацией.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Семьи с детьми

Категория граждан:Семьи с детьми

Новости по теме