Из-за пандемии семьям, в которых воспитываются дети с инвалидностью, большую часть времени лучше проводить дома. Кружки, секции, дополнительные занятия переведены в онлайн-формат или временно приостановлены. Родители детей с тяжелыми множественными нарушениями развития часто переживают за своих детей и, конечно, не хотят, чтобы у них случился откат или потеря навыков из-за отсутствия очных занятий с инструктором или преподавателем. С ребенком можно заниматься в домашних условиях. Рассказывают специалисты Центра социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов «Дом детей».

Учим ребенка чувствовать свое тело

Чтобы знать, как и чем заниматься с ребенком, нужно понять принцип нарушений, которые у него есть. Поражение центральной нервной системы приводит к изменению чувствительности, тонуса и контроля за движением.

Что такое чувствительность? Наш мозг получает информацию от всего организма, в этом ему помогают рецепторы. Рецепторы собирают информацию от кожи, внутренних органов, мышц, суставов и костей. Поверхностные рецепторы на коже собирают данные о давлении, температуре, боли. Рецепторы на мышцах и связках (глубокая чувствительность) дают информацию о растяжении или сжатии, рецепторы сустава говорят о его положении. У детей с особенностями развития эти рецепторы часто дают сбой. Они не могут правильно считать или обработать сигнал. Иногда из-за отсутствия нужной нейронной связи этот сигнал не доходит до мозга.

Сбой в работе поверхностных рецепторов принято разделять на гиперчувствительность и гипочувствительность. Гиперчувствительность на коже (поверхностная) часто проявляется в том, что легкое прикосновение ощущается как боль, теплое ощущается как обжигающее. Дети, которые снимают с себя одежду, обувь, дают нам понять, что у них гиперчувствительность, — контакт с той или иной одеждой или обувью вызывает дискомфорт. С этим надо работать, постепенно настраивая рецепторы.

«Начинать необходимо с подачи минимального, комфортного сигнала и постепенно его наращивать. Например: гиперчувствительность лица — ребенок не дает к нему прикасаться, сам тоже старается не трогать. В процессе игры или другой совместной деятельности можно мимолетным движением, перышком или кисточкой касаться щеки. При прикосновении давать понять ребенку, что это не страшно и очень даже весело. Вариантом такой игры может быть нанесение аквагрима», — рассказывает Кристина Зорина, инструктор по адаптивной физической культуре.

Гипочувствительность — это полная противоположность гиперчувствительности. Рецепторы «спят» и не подают сигналов в мозг. Боль, давление, температура не ощущаются в полном объеме. Чаще всего это может обернуться различными травмами. Ребенок может не почувствовать, что он обжегся или сильно ударился. При таком нарушении чувствительности необходимо максимально усиливать сигнал, постепенно его снижая.

Прикасаясь к той или иной части тела, мы «обращаемся к мозгу» и напоминаем ему о ней. Нейроны (нервные клетки) просыпаются и привыкают получать сигнал, посылаемый нами. Поэтому любые игры, которые будут направлены на изменение давления на кожу, — например, использование различных мячей, которые прокатываем по телу с различным давлением, прикосновения с различной степенью давления — будут очень полезны.

«Один из вариантов — это игра „Бабочка“. Плотно пеленаем ребенка, как будто он в коконе, а затем раскрываем — ребенок раскидывает руки и ноги, превращаясь в бабочку. Все действия, которые выполняются в игре, обязательно проговариваются взрослым. Еще полезны игры с изменением температуры: например, с кубиком льда, грелкой, шариком, наполненным теплой водой, и др. Самое главное — найти тот уровень давления и температуры, который ребенок чувствует, а затем понемножку его снижать, возвращая к норме. Чтобы лучше понять, какой направленности игру или занятие провести, можно составить карту телесной чувствительности ребенка. Для этого на бумаге рисуем силуэт человечка — вид спереди и вид сзади, отметив на нем, какую (гипер- или гипо-) чувствительность имеет каждая часть тела», — объясняет специалист.

«Принцип пружины»

Снижение поверхностной чувствительности приводит к увеличению тонуса мышц за счет глубокой чувствительности. Мышцы, сухожилия и связки постоянно получают сигнал, что приводит к их возбуждению. И мышцы всегда находятся в напряжении. В этом случае необходимо поступать так же, как при поверхностной гиперчувствительности, то есть дать минимальный комфортный сигнал (прикосновение) и постепенно его наращивать.

Спастика — это патологически высокий сигнал сокращения мышцы. В зависимости от того, какая группа мышц спастична, зависит, согнута ли конечность, выпрямлена она или переразгибается. Такие сильные сигналы мозг посылает для того, чтобы почувствовать ту или иную часть тела.

«С детьми, у которых сильная спастика, используется принцип пружины. Например: рука сильно согнута в локте — чтобы ее разогнуть, нам нужно руку согнуть еще сильнее. Как это действует: мозг пытается найти мышцы, сгибающие руку, он их не видит и посылает сильный сигнал на их сокращение, рука согнута. Чтобы чувствовать руку и мышцы на ней, мозг сигнал не прекращает, боится, что он исчезнет. Мы своим дополнительным сгибанием этот сигнал дополнительно усиливаем, а мозг его снижает. Таким образом, рука раскрывается. Этот принцип используется для любой конечности и любого положения (сгибание, переразгибание), он улучшает способность мышцы удлиняться, прерывая сигнал чрезмерного возбуждения», — рассказывает Кристина Зорина.

Ощутить свое тело как единое целое

«Успех любого занятия с детьми — в получении позитива от него. Надо замечать любой, даже самый маленький успех. Чтобы позаниматься, не обязательно выделять в своем графике много времени — достаточно 15-20 минут активности в течение дня. Такие моменты, как переодевание, смена подгузника, тоже можно сделать полезными: не поднимая ребенка, а поворачивая с боку на бок, поднимая одну сторону таза, затем — другую. Это позволяет повысить активность ребенка в течение дня, так как зачастую он не может сам сменить позу или пошевелиться», — рассказывает специалист.

С детьми с ТМНР занятия желательно проводить на полу — лежа на животе. Эта поза самая полезная для таких детей, потому что она безопасная, устойчивая, помогает справиться с разгибательной спастикой. Твердая поверхность позволяет лучше почувствовать свое тело, определить положение своих конечностей.

«Есть занятие, которое подходит детям со всеми нарушениями чувствительности и тонуса. Просто для каждого ребенка подбирается своя сила сигнала и возможность движений. Называется занятие «Нарисуй свое тело». Для него взрослый может посадить ребенка между своих ног спиной к себе или положить ребенка на пол. Самое главное — удобно устроиться и взрослому, и ребенку. Вокруг не должно быть раздражающих и отвлекающих факторов. Мы прикасаемся (ощупываем) и называем каждую часть тела, ее подробно описываем. Начинаем с головы, описываем, какая она (круглая, тяжелая, умная и т. д.), затем шея (длинная, тонкая, держит голову, поворачивает ее и др.), плечи, руки, грудь, живот, бока, спина, таз, ноги. Наша рука состоит из плеча, предплечья, кисти и пальцев, которые тоже нужно «нарисовать в картине своего тела», — объясняет инструктор.

Нужно помнить, что все суставы могут сгибаться и разгибаться. Ребенку показывают простые движения, которые он может сделать сам. Руками можно потрогать поверхность пола, постучать по нему и погладить. Можно погладить друг друга, потрогать свое лицо.

Занятие дает возможность ощутить свое тело как единое целое. Кроме того, ребенок узнает и запоминает части тела. Занятия строятся от простого к сложному.

Все эти упражнения можно выполнять дома, они не требуют никакого оборудования, проводить их могут родители, без помощи специалиста. Они приносят ребенку с тяжелыми множественными нарушениями развития много пользы.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы