10 ноября 2020 года
Оля Крылова окончила столичную Школу-интернат № 1 для обучения и реабилитации слепых Департамента труда и соцзащиты летом 2020 года. Сегодня она — студентка I курса Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Стажер программы «Москва — добрый город» Ксения Кулешова расспросила девушку о школьных годах и начале студенчества.
— Оля, поделись воспоминаниями о школе.
— В школе я училась 12 лет. Первый класс там полностью уходит на освоение шрифта Брайля. В Москве ШОР № 1 − единственная школа, которая ведет обучение на Брайле: контрольные на Брайле, книги и учебники тоже адаптированные. Раздаточные материалы к урокам печатали у нас в школе на специальном принтере. Также ученикам выдавались брайлевские дисплеи — это такой прибор, который подключается к компьютеру и отображает шрифтом Брайля текст, изображенный на экране. ЕГЭ мы сдавали тоже на Брайле, работу потом просто переводили в плоскопечатный вариант для проверки. Экзамены были, как у всех: под камерами.
Безумно благодарна своей школе: коллектив многое дает всем ученикам. Так, например, в последние годы у меня было особенно много внешкольных олимпиад. И как же мне было приятно, что и на дополнительные занятия, и на сами олимпиады со мной всегда ездил кто-то от школы.
В школьные годы у меня было мало опыта поездок по городу, поэтому помощь была крайне необходима. Кстати, в ВШЭ я в итоге поступила не по олимпиаде: эта льгота так у меня и осталась на будущее.
— Уроки по каким предметам особенно нравились?
— Английский полюбила, когда начала учить дополнительно. В последние годы любимым предметом была математика. Мы долго учились решать геометрические задачи, но у нас была совершенно чудесная учительница по геометрии. Если зрячему можно показать просто картинкой на доске, то нам нужно больше времени, чтобы понять, а учителю — чтобы каждому объяснить. Конечно, легче, когда есть картинка в учебнике. Но если это задачи, например, для ЕГЭ, которые не на Брайле, учителю требуется много времени, чтобы описать каждую.
— У всех в арсенале есть парочка школьных смешных историй, поделишься?
— Была смешная ситуация: мы не знали о присутствии учительницы в классе. Она сидела очень тихо, а мы спокойно разговаривали, как присуще детям. Между учителями и детьми в школе очень теплые отношения: в классах всего 7–11 человек. К тому же мы много времени проводили в школе. Во второй половине дня сидели все вместе, гуляли, пили чай с воспитателем, часто ездили на экскурсии. Считаю, что мне очень повезло с классом: мы до сих пор дружим.
— Как прошел выпускной?
— Из-за коронавируса было нетрадиционно. Последний звонок мы сделали в виде видеопоздравления. Сначала хотели после окончания карантина собраться и отметить окончание школы, но потом перенесли ЕГЭ, а дальше — поступление. И все отложилось на неопределенный срок. Но я верю, что мы обязательно встретимся: может, менее формально и неполным составом.
— Как определилась с будущей специальностью?
— Для меня, как и для многих абитуриентов, была проблема выбора будущей специальности. Сложно выделить одну какую-то профессию, которая будет определять твое будущее. Выбрала экономику, потому что она сразу и обо всем. К тому же, у меня было несколько причин: во-первых, наша жизнь в обществе во многом определяется экономикой, а во-вторых, благодаря этой специальности у меня будет множество возможностей в будущем для выбора места работы.
— Как проходит студенческая жизнь сейчас?
— В настоящий момент пары проводят дистанционно из-за пандемии, очень мало в этом году училась очно. Но нам повезло с расписанием, у других студентов ВШЭ хуже. Сегодня вот, например, контрольная отменилась.
Учусь на совместной программе по экономике НИУ ВШЭ и Российской экономической школы. Помимо основных пар, у нас есть дополнительные предметы для общего развития. Например, курс философии у нас называется «Справедливость». Разбираем скандалы, судебные дела, обсуждаем справедливость принятых решений. И на примере этих ситуаций рассматриваем концепции философов.
— Сложно учиться?
— Вся моя учеба связана с компьютером. Проблема возникает при подготовке к парам по математике. Математические символы не озвучиваются программой экранного доступа, поэтому пользуюсь системой компьютерной верстки LATEX. До сих пор изучаю функции этой программы: у нее свои особенности. Я как бы пишу код, который потом трансформируется в математическую формулу. Считаю, что это преимущество для меня: многое в среде экономистов делается именно в LATEХ.
Мне очень повезло с преподавателями. Все настроены конструктивно, чувствую себя комфортно. Мне меняют задание, если я не могу его выполнить, читают, что написано на доске, повторяют информацию, если я не успела ее записать. Никто не смотрит на меня как на обузу. Мои одногруппники очень открыты. У нас очень большой корпус, в котором легко потеряться, и первое время мне активно помогали добираться до аудиторий.
— Выдели три своих главных качества.
— Трудолюбие, скромность и нерешительность. Первая моя реакция на предложенную задачу — дикий ужас. Я не умею, у меня ничего не получится! А потом — как всегда: глаза боятся, руки делают. Чем больше ты работаешь, тем больше возможностей тебе открывается.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы