2020 год заставил всех принимать новые условия жизни. Маски, перчатки, социальная дистанция стали неотъемлемыми спутниками изо дня в день, а Skype, Zoom, WhatsApp и другие приложения — помощниками школьникам и студентам в дистанционном обучении. О том, как сейчас учатся незрячие дети и какие перспективы у онлайн-обучения, рассказали учителя Школы-интерната для слепых № 1 (ШОР № 1).

Онлайн-урок английского языка в самом разгаре. Учитель задает вопросы, объясняет новый материал, ученики активно отвечают, уточняют и сдают домашние задания. Все так же, как и в обычной школе: если заранее не знать о том, что по ту сторону экрана незрячие дети, никогда об этом не догадаешься.

Дорогу в мир технологий невидящим людям открывают специальные гаджеты и программы. Во-первых, это особое программное обеспечение — программы экранного доступа для работы в операционной системе. Во-вторых, брайлевский дисплей, который подключается к компьютеру и выводит информацию точечным шрифтом Брайля. На время дистанционного обучения школа предоставила детям это оборудование для эффективных занятий. «Дистанционное обучение снижает социальную активность. Ученику приходится самостоятельно искать мотивацию и силы заниматься дальше. Поэтому главное — научиться самому организовывать свой учебный процесс. Учиться станет гораздо проще, если следовать дисциплине», — считает Евгения Ревякина, учитель английского языка ШОР № 1.

После завершения урока ребята еще остаются в беседе, чтобы поболтать, обсудить новости и домашнее задание. У них есть 15 минут до начала нового занятия — такая небольшая перемена, чтобы отдохнуть, переключиться. И уроки на дистанте длятся меньше, всего 30 минут. «Любому участнику онлайн-обучения приходится адаптироваться к новым условиям. Но чем больше узнаваемых и понятных вещей будет в процессе, тем проще будет войти в этот процесс. Знакомый голос учителя, манера объяснения материала, понятная система контроля — все это позволяет поверить в то, что урок реальный», — рассказывает Людмила Кекнохаева, учитель химии, биологии и экологии ШОР № 1.

Оба педагога согласны с тем, что самое сложное «на дистанционке» — объяснить ученикам точные науки: химию, физику, биологию. Во-первых, невозможно провести практические занятия: опыты и лабораторные работы. Во-вторых, для незрячих ребят большую роль играет тактильная наглядность: необходимы специальные рельефно-графические пособия, альбомы, объекты и их модели. «Конечно, много времени отнимают записи химических формул, уравнений реакций по системе Брайля, — делится Людмила. — Но ученики — молодцы, справляются!»

Зато «в классе» царит домашняя атмосфера: для новых знаний не нужно никуда идти, а сидеть на уроке можно даже в пижаме. Не обходится и без забавных казусов. «Несколько раз во время урока я слышала сопение и храп. Оказалось, что у ног одной из учениц спит ее любимый бульдог», — с улыбкой делится Людмила.

В целом, и педагоги, и ученики, и родители ждут, когда обучение начнется в привычном формате. Ребята скучают по школе и общению с одноклассниками: ведь никакой Skype не заменит приветственных объятий, совместных перемен и походов в столовую. «Я считаю, что классический, очный формат обучения нельзя заменить на дистанционный. Однако онлайн-образование может стать очень хорошим помощником в получении знаний и освоении новых профессий. Кроме того, если ребенок заболел или проходит курс реабилитации, дистанционные занятия помогут ему не отстать от класса», — резюмирует Евгения.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы