23 сентября 2020 года
На базе центров социального обслуживания функционируют отделения реабилитации, где дети и взрослые с инвалидностью могут получить необходимые услуги. В каждом центре есть самые активные посетители: это люди и семьи, которые становятся душой компании, объединяя вокруг себя единомышленников. Мы встретились с семьей Григорян и узнали, как сохранить в семье теплые отношения и жизнелюбие.
Нас встречают три красивые девушки: мама Ольга, старшая дочь — шестиклассница Аня и младшая — Катя, ученица 3 класса. У Ольги — инвалидность по слуху, она не слышит с рождения, а девочки слышат и общаются как в привычном формате, так и на жестовом языке. Мы садимся за стол, начинаем задавать вопросы, Аня переводит их на жестовый язык, а после ответа мамы — отвечает и нам.
В семье царит творческая атмосфера: Ольга — художник и дизайнер, Аня поет, а Катя танцует.
«Когда в школе задают творческие задания, мама всегда помогает. Наши бабушка с дедушкой тоже рисуют», — признается старшая дочь.
«И я рисую!» — добавляет Катя.
У каждой свой характер
Режим дня у семьи обыкновенный: утром Ольга будит дочерей, они вместе завтракают и отправляются по своим делам — на работу и учебу. После школы у девочек дополнительные творческие кружки, уроки, общение с одноклассниками. Вечером вся семья снова в сборе: общаются, играют, помогают друг другу или посещают культурные мероприятия. Кроме того, они активно занимаются спортом, причем весьма необычным для девушек: Ольга любит футбол, Аня — хоккей, а Катя — баскетбол.
При первом же взгляде становится очевидно, что семья Григорян очень дружная. Хотя у каждой свой характер: Аня очень рассудительная, спокойная и взрослая не по годам, Катя — веселая, немного стеснительная бунтарка, а Ольга — открытая, романтичная и впечатлительная.
«Нам достаточно просто посмотреть друг на друга, чтобы понять. А одного жеста хватит, чтобы попросить о чем-то», — отвечает Ольга на вопрос, как же им удается находить общий язык.
«Мама почти не ругается, и мы очень редко ссоримся», — рассказывают девочки.
Несмотря на юный возраст Аня и Катя уже свободно владеют жестовым языком.
«Это наша суперспособность», — шутят они. Жестовый язык можно освоить так же, как и любой другой: наблюдая, запоминая жесты.
«Сколько себя помню, всегда знала жестовой язык, практически с рождения. Наблюдала, как общаются родители, смотрела на бабушку и дедушку. Так и научилась», — рассказывает Аня. Кате было легче: ее научила сестра.
Понимать друг друга без слов
«Сейчас в городе стало лучше: в общественном транспорте, в метро, в аэропортах появились электронные табло. В поликлиниках и банках — талоны и электронная очередь. Это очень удобно. Но все равно мне иногда нужна помощь девочек. Мы были в аэропорту другого города, и если бы не Катя, то опоздали бы на самолет, так как табличек там не было. Будет хорошо, если во всех госучреждениях появятся сурдопереводчики, а к телепередачам начнут писать субтитры», — делится Ольга.
Для девчонок знание жестового языка — суперсила.
«Если нужно что-то сказать, но ты не хочешь, чтобы другие услышали, достаточно показать несколько жестов. Одна моя подруга тоже знает жестовый язык, и мы можем незаметно помочь друг другу на контрольных», — секретничает Аня.
«А еще, когда в метро ничего не слышно, тоже можно поговорить на жестовом», — добавляет Катя.
Вся семья активно участвует в жизни Центра социального обслуживания «Московский»: в клубе они общаются с неслышащими, выступают на мероприятиях и отмечают праздники.
«Важно общаться, проводить время вместе, а слышать и понимать друг друга можно и без слов», − подытоживает Ольга.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы