Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Специалисты рассказали, какие сенсорные игры можно использовать для развития ребенка с расстройствами аутистического спектра

4 сентября 2020 года

Специалисты рассказали, какие сенсорные игры можно использовать для развития ребенка с расстройствами аутистического спектра

К сенсорным играм относятся занятия, которые развивают эмоциональную сферу и чувства малыша. Ребенку с расстройствами аутистического спектра (РАС) они могут помочь наладить контакт с родителями, снизить напряжение, избавиться от многих страхов. Также они побуждают ребенка к общению. О том, как правильно играть в них, рассказывает учитель-дефектолог центра содействия семейному воспитанию (ЦССВ) «Доверие» Ирина Ананьева.

«Игры, помогающие разнообразить чувственные ощущения ребенка, разделяются на несколько видов. Все зависит от того, на какие органы чувств они воздействуют. Они могут быть зрительными, слуховыми, тактильными, двигательными, обонятельными», — говорит специалист.

Игры с водой

Цветная вода. Для этой игры потребуется несколько стаканчиков, кисточка и акварельные краски. Родитель обмакивает кисточку в краску (лучше начать с любимого цвета ребенка) и опускает в стаканчик, раскрашивая воду. Все свои действия нужно комментировать. Краску можно разводить в воде быстро или медленно. Ребенок может захотеть участвовать: выбрать цвет или попытаться размешать краску самостоятельно.

«Эта игра поможет ребенку развивать и бытовые навыки. Если ему понравится играть с водой, можно попросить малыша самостоятельно налить воду в стаканы, вытереть пролитое. Помните, что ребенку нужны постоянные четкие инструкции», — советует Ирина Ананьева.

Фонтан. Эта игра очень нравится детям. Нужно всего лишь подставить под струю воды ложку — и фонтан воды разлетится в разные стороны. Родитель может подставить под струю свой палец и побудить ребенка повторить за ним.

Купание кукол. Здесь все понятно из названия. Вместе с малышом купаем кукол в теплой воде, трем их мочалкой, вытираем полотенцем. Все свои действия комментируем. Предлагаем ребенку проверить, теплая ли водичка. Потом выбрать, кто из кукол будет купаться в первую очередь, спрашиваем его, нравится ли куклам купаться, достаточно ли теплая для них водичка и так далее.

Игры со льдом

Льдинки. «Сначала вместе с ребенком сделайте лед: налейте воду в формы и поставьте в холодильник. Затем достаньте его, переложите в миску и предложите ребенку потрогать. Обратите внимание малыша на то, что вода стала твердой и холодной. Зажмите кусочек льда в руке, чтобы показать сыну или дочке, как он тает и снова превращается в воду. Лед можно сделать разноцветным», — комментирует учитель-дефектолог.

Тает льдинка. Кусочек льда нужно подогреть над свечой или плитой, опустить его в горячую воду. Можно использовать несколько стаканов с водой разной температуры, чтобы показать ребенку, что в такой ситуации лед будет таять по-разному. Лед можно добавить в горячий чай, который пьет малыш, чтобы тот быстрее остыл.

Подобрать ключик к ребенку

Дети с РАС живут по своим, понятным только им, правилам. Могут есть только определенную еду, придерживаться определенного порядка. Привлечь их внимание к чему-то новому бывает достаточно сложно. Потому что новое воспринимается ими как «небезопасное». Настаивая, родитель может вызвать у малыша гнев. Но все равно нужно пытаться постепенно это новое привносить, потому что оно может стать толчком для развития ребенка.

«Никогда не знаешь, что именно привлечет внимание ребенка и станет ключом для установления контакта. Ко мне на занятия приходил мальчик, неговорящий. Он не реагировал на меня. Не удавалось установить контакт несколько месяцев. Все это время моей целью было элементарно привлечь внимание ребенка хотя бы к минимальной совместной деятельности. Мальчик ни разу за это время не взял из моих рук предложенную игрушку. На занятиях интерес не проявлял. Игры в песке стали нашим ритуалом в начале занятий. Я применяла различные техники и приемы в песочнице.

Если я проявляла настойчивость или пыталась применить тактильные игры, то ребенок, не проявляя гнева и агрессии, просто уходил. На одном из таких занятий мои ногти были покрыты нейтральным гель-лаком (это важно, именно гель-лак, к обычному лаку ранее мальчик не проявлял интереса). Играя в песке, он нечаянно дотронулся до моих ногтей. Было видно, что его это очень заинтересовало. Я не стала вмешиваться, просто молча позволила ему исследовать гладкую поверхность ногтей. Далее я вновь включила тактильные игры в песке. Егору было интересно откапывать блестящую и гладкую поверхность. В дальнейшем для занятий я подбирала гладкий материал, некоторые игрушки покрывала лаком, что позволяло мне включать ребенка в совместную деятельность», — вспоминает Ирина Ананьева.

Не бойтесь придумывать что-то новое. Какие-то идеи вам могут показаться примитивными. Но возможно, это именно то, что позволит ребенку раскрыться и увидеть яркую палитру цветов. Также не отчаивайтесь, если на ваши предложения последовала отрицательная реакция. Пробуйте, узнавайте, а может, даже заново знакомьтесь со своим ребенком.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Семьи с детьми

Категория граждан:Семьи с детьми

Новости по теме