Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Как приложение «ARТьютор» помогает развиваться маленьким москвичам с ОВЗ

26 августа 2020 года

Как приложение «ARТьютор» помогает развиваться маленьким москвичам с ОВЗ

Приложение «ARТьютор» основано на технологии дополненной реальности. Техническая разработка новой развивающей платформы ведется АНО «Без ограничений» под руководством Егора Козловского. Специалисты ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь» при содействии коллег из ЦССВ «Доверие» разрабатывают программы занятий, пишут методички для пользователей, создают обучающие видеоролики. Уже несколько лет приложение успешно используют воспитанники столичных ЦССВ.

Что такое дополненная реальность

«Суть проста. На столе находятся карточки с разными рисунками: стул, вилка, телефон и так далее. Чтобы эти картинки „ожили“, на них нужно навести планшет с одноименным приложением. Тут же на экране появляется девочка, которая начинает применять эти предметы. При этом свои действия она проговаривает вслух. Через серию таких занятий ребенок тренирует память, развивает логику, учится произносить отдельные слова и знакомится с бытовыми предметами», — рассказывает Евгений Иванов, педагог-организатор ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь».

У ребенка с ментальными нарушениями нет очевидных ограничений для овладения социально-бытовыми навыками. Но другая его особенность, такая как снижение мотивации к регулярной, упорядоченной, целенаправленной деятельности, затрудняет овладение умениями, используемыми в повседневной жизни на бытовом уровне. Технология дополненной реальности выступает мотивационным ресурсом для него, помогает регулировать свои действия. А еще способствует взаимодействию с реальным миром, тогда как реальность виртуальная, наоборот, может спровоцировать уход от действительности. Также во время занятий развивается мелкая моторика, начиная с того, что ребенок учится самостоятельно держать в руках гаджет.

Виртуальные друзья научат наряжаться по сезону

В центре «Вера. Надежда. Любовь» уже используются приложения ARТьютор «Обучение реальности» и «Осознание действий». Готовы еще два приложения, разработанные сотрудниками центра совместно со специалистами ЦССВ «Доверие», ― «Гардероб» и «Коммуникатор».

Приложение ARТьютор «Гардероб» направлено на формирование у детей навыков разделения одежды по различным признакам и ситуациям. Чтобы выбор одежды и сам процесс одевания перестали быть скучной ежедневной рутиной, виртуальные герои (мальчик и девочка) предлагают увлекательную игру. С ее помощью Ребенок учится не только соблюдать последовательность при надевании на себя различных вещей, но и подбирать одежду в соответствии с сезоном или социальной ситуацией, а также наводить порядок в собственных вещах. Кроме того, малыши, которые до сих пор не хотят (или не умеют) одеваться самостоятельно, будут это делать вместе со своими виртуальными друзьями, ориентируясь на них как на образец.

В конце каждого этапа игры герои помогают ребенку оценить результат. После чего при необходимости у него есть возможность исправить ошибку.

Помочь неговорящим общаться

ARТьютор «Коммуникатор» сейчас проходит контрольные тесты и в ближайшее время будет доступен для скачивания. Это приложение выступает в первую очередь как платформа, обучающая неговорящего ребенка способам альтернативной коммуникации. Сейчас в сети много различных приложений, имитирующих голос, озвучивающих различные слова, помогающих написать предложения и произнести их. Но как научить неговорящего ребенка, имеющего ментальные нарушения, пользоваться ими?

«Обучение начинается с самых простых вещей, например, с нажатия на различные кнопки на экране, после чего проигрывается анимация. Это необходимо для формирования причинно-следственной связи у ребенка при использовании гаджета, а также для предпосылок к формированию навыка выбора. Следующий этап — формирование связи „картинка — слово — предмет“. По мере освоения материала ребенок продвигается дальше, развивая свои коммуникативные навыки, и расширяет словарный запас», — комментирует Евгений Иванов.

Приложение готовит к взрослой жизни

В разработке находится еще одно интересное приложение — ARТьютор «Безопасность». Оно направлено на развитие навыков безопасного взаимодействия с бытовыми приборами, окружающими нас в повседневной жизни. Это приложение будет полезно как воспитанникам ЦССВ, обучающимся по программе тренировочного сопровождаемого проживания, так и выпускникам центров, готовящимся к самостоятельной жизни в условиях сопровождаемых общежитий.

Приложения прошли научную апробацию в ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь» и ЦССВ «Доверие». Специалистами разработаны критерии оценки развития навыков особых детей при использовании платформы ARТьютор в развивающих занятиях.

Балльная оценка велась по таким критериям, как техническое владение пособием, потребности и мотивация, взаимодействие и общение, подвижность эмоций, устная речь, письменная речь и т. д.

В исследовании участвовало 27 воспитанников ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь» и ЦССВ «Доверие» в возрасте от семи до 16 лет. Через три месяца после исследования были получены результаты: у 80 % детей с ментальными нарушениями наблюдается положительная динамика развития.

Эффективность платформы отметила Елена Старобина, доктор педагогических наук, руководитель отдела профессиональной и психологической реабилитации инвалидов Федерального научного центра реабилитации инвалидов им. Г. А. Альбрехта.

В феврале этого года Президент России Владимир Путин на встрече с представителями общественности также отметил важность развития разрабатываемых приложений.

На сегодняшний день использование дополненной реальности в платформе ARТьютор для развития особых детей не имеет аналогов в мире.

Узнать больше о приложениях можно здесь:

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Образование

Новости по теме