21 августа 2020 года
В системе московского Департамента труда и соцзащиты есть Школа-интернат № 1 для обучения и реабилитации слепых. Здесь незрячие дети получают среднее образование, учатся навыкам социально-бытового ориентирования и раскрывают свой потенциал. О том, как проходит обучение, и об успехах школьников рассказал директор учреждения Иван Владимирович Вишнивецкий.
Школа расположена на просторной озелененной территории. Инфраструктура полностью адаптирована для передвижения людей с разными формами инвалидности. Тем не менее здесь учатся только незрячие дети: тактильная плитка, указатели со шрифтом Брайля напоминают об этом. «У нас два больших направления: здесь учатся незрячие дети по общеобразовательной программе с 1-го по 12-й класс и незрячие ребята с нарушениями развития и интеллекта с 1-го по 9-й класс», — рассказывает директор.
Кроме того, в структуре школы-интерната функционирует дошкольное отделение для детей в возрасте от 3 до 8 лет.
Сейчас учреждение активно готовится к началу учебного года: проводятся ремонтные работы, кабинеты переезжают. С этого года количество классов увеличилось до 35, в них будут учиться 315 школьников: по 9 человек в каждом классе. Здесь дети не только учатся, но и живут в будние дни, а выходные проводят дома с родителями.
Все по Брайлю
Все обучение проходит на шрифте Брайля. Именно поэтому ребята осваивают 12-летнюю программу: надо овладеть этим «языком». «Первый год — адаптационный период. Классный руководитель и воспитатель помогают первоклашкам привыкнуть к стенам школы. Кроме того, в течение года они изучают шрифт Брайля», — комментирует Иван Владимирович.
Разумеется, учителям также нужно знать шрифт Брайля. Это необходимое условие для трудоустройства в учебное заведение. «Главное — желание человека работать именно в этом учреждении. Если, например, учитель приходит из обычной школы, у него есть опыт, он мотивирован работать здесь, мы даем ему два месяца на изучение шрифта, потом он должен сдать экзамен нашей комиссии тифлопедагогов — это обязательное условие», — делится директор.
В первой половине дня у ребят уроки: такие же, как и в обычной школе. Потом — специальные занятия, например, по социально-бытовому ориентированию, на которых они знакомятся с правилами пользования тифлоприборами, осваивают приемы самообслуживания; или по ориентировке в пространстве — в зданиях, на улице, в транспорте.
Первоклассники учатся шрифту Брайля, используя специальный металлический прибор. Сначала нужно овладеть письмом и чтением именно на нем. Важно научиться правильно держать грифель с острым наконечником, которым делают точки, запомнить «алфавит» — сложности такие же, как и у других школьников.
Для ребят постарше есть брайлевские пишущие машинки. В кабинете информатики, которая начинается с 2-го класса, для учеников доступны брайлевские дисплеи и компьютеры с программой экранного доступа — специальное оборудование, подключающееся к компьютеру. С его помощью можно читать то, что написано на экране, и писать. Обычные клавиатура и мышка не используются.
Тактильный язык
В каждом кабинете очень много тактильных материалов, они — часть обучающего процесса. Так, в кабинете биологии представлены, кажется, все виды флоры и фауны: чучела самых разных животных, тактильные альбомы по ботанике. В математическом классе — разнообразные геометрические фигуры, в кабинете географии — тактильные карты и рельефные глобусы. В аудитории тифлографики, или ИЗО — тактильные узоры и орнаменты. Чаще всего ученики рисуют пластилином, и их яркие пейзажи и натюрморты украшают стены школы.
В школе оборудован даже музей отечественной тифлопедагогики: объединение художников «Новый Акрополь» подарило небольшие скульптуры для изучения Древней Греции и Древнего Египта. А в этом году ученики будут совместно с художниками создавать собственные работы для пополнения музея, посвященные Древней Руси.
На переменах ученики могут себя развлечь: в коридорах установлены интерактивные доски, рассказывающие о животных и растениях, тактильная игра «крестики-нолики» и другие активности. «Всё можно посмотреть руками», — комментирует Иван Вишнивецкий.
Ребята не могут покидать стены школы самостоятельно до 14 лет. В этом возрасте они сдают экзамен по пространственной ориентировке в помещении, транспорте и на улице. При успешном прохождении испытания и письменном согласии родителей подростка могут отпустить в город самостоятельно с белой тростью. Однако ученики не чувствуют себя в изоляции: «Дети общаются с ребятами из других школ, посещают культурные мероприятия: выставки, музеи, экскурсии, участвуют в концертах, театральных постановках», — рассказывает директор.
Не забываем про спорт
Кроме того, в школе уделяется большое внимание физической культуре: ученики посещают бассейн Москомспорта в Бибирево, совсем скоро будет оборудовано футбольное поле для незрячих, есть и тренажерный зал. Дети, предпочитающие творчество, занимаются бисероплетением, оригами или посещают музыкальную школу, расположенную в соседнем корпусе. Ребята из вспомогательных классов, которые после окончания обучения остаются в школе в группах трудовой реабилитации, также приобщены к активной деятельности: они делают поделки из дерева, мастерят модные авоськи и расписывают футболки. «Наших учеников мы учим тому, что они такие же, как и все. Они должны получать образование, находить интересную работу и жить полноценной жизнью», — резюмирует Иван Вишнивецкий.
Каждый год из школы выпускаются десятки талантливых ребят: один из выпускников стал первым незрячим студентом химфака МГУ, две выпускницы поступили на факультет иностранных языков, а теперь проходят стажировку за границей... Список можно продолжать бесконечно.
«У нас дети — ангелы, — с гордостью говорит Иван Владимирович. — Большинство из них мотивированы на хорошую учебу. Почти 80 % учеников поступают в высшие учебные заведения».
Школа-интернат № 1 — единственная коррекционная школа, попавшая в топ‑300 и занявшая 142-е место по уровню успеваемости в столице, а двое ее учеников в 2019/2020 году стали призерами Всероссийской олимпиады школьников. «В этом году, я думаю, наш результат будет еще лучше», — уверен директор школы.
Справочно:
Чтобы записать ребенка в школу-интернат № 1, родителям необходимо обратиться напрямую в учреждение (SCHISV1.MSKOBR.RU) с заявлением и необходимыми документами.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы