3 августа 2020 года
Коррекционные игры в столичных ЦССВ — один из традиционных и проверенных способов, который применяется в обучении, социализации и комплексном развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Играя, малыш развивает все свои органы чувств: зрение, слух, вкусовое и тактильное восприятие. Через это он познает мир и самого себя. Сотни воспитанников из ЦССВ благодаря коррекционным играм научились понимать себя, общаться со сверстниками, взаимодействовать со взрослыми. Как происходит взаимодействие ребенка с дефектологом, — рассказывает специалист Лидия Меркулова из ЦССВ «Кунцевский».
Коррекционная игра — один из основных инструментов дефектологов столичных ЦССВ в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Применяемые специалистами игры могут использовать и родители в домашних условиях, — объясняет учитель-дефектолог Лидия Меркулова.
Первый и основной шаг в работе дефектолога — полное принятие ребенка, которое складывается из уважительного отношения к желаниям малыша, отсутствия принуждения его к игре, дозировки эмоциональной нагрузки на ребенка, создания радостной игровой атмосферы, наблюдения за его самочувствием.
Играем с детьми правильно
Чтобы коррекционные игры с ребенком были не только приятным времяпрепровождением, но и помогали ему развиваться, специалисты придерживаются нескольких принципов. Их же рекомендуется соблюдать родителям во время занятий дома.
- Наглядность. Изучение любого материала необходимо сопровождать образцами: иллюстрациями, схемами. Так информация усваивается проще.
- Последовательность. Во время игровых развивающих занятий изучаем материал вместе с ребенком, двигаясь от простого — к сложному.
- Занимательность. Ребенок с удовольствием играет и развивается, стремится к достижению результата, если ему интересен изучаемый материал.
- Партнерство. «В нашем Центре дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Общение специалистов с воспитанниками основано на соучастии», — рассказывает учитель-дефектолог.
Чем заняться с ребенком
Пальчиковые игры. Сейчас их активно используют дефектологи, но придумали их еще наши предки. Фольклорные игры стимулируют у малышей развитие мелкой моторики, речи, способствуют установлению эмоционального контакта со взрослыми.
Игра «Рисуем на крупе». Нужно взять большое яркое блюдо или поднос и рассыпать по нему ровным слоем любую мелкую крупу. Затем берем в свою руку пальчик ребенка и проводим по крупе. Получается яркая линия. Теперь можно попробовать порисовать самому, вместе с родителями или педагогами. Это занятие не только развивает мелкую моторику и воображение, но и массажирует пальчики.
Игра «Золушка». Принцип этой игры описан еще в известной сказке. В одной емкости перемешиваем фасоль, каштаны, мелкие игрушки. Задача ребенка — рассортировать их. Размер сортируемого материала определяется в соответствии с развитием мелкой моторики ребенка. Со временем задание можно усложнять, например, завязав ребенку глаза. В эту игру можно играть только под контролем взрослых.
Игра «Тесто». Здесь пригодятся практически любые предметы обихода. Не выбрасывайте разноцветные пластиковые крышки от бутылок — они могут быть материалом для развития вашего ребенка. Сложите их в глубокую миску и сделайте вид, что «месите тесто». Чтобы игра была интересней, на дне миски можно спрятать для ребенка небольшой сюрприз — конфету или маленькую игрушку.
Игра «Поймай крышку». Есть еще одна увлекательная игра с пластиковыми крышками. Для нее потребуется две миски. В одну нужно сложить все пробки, а затем предложить малышу столовой ложкой переложить все крышки в другую миску. Такая игра развивают координацию движения у ребенка.
«Полезны для развития мелкой моторики и упражнения с массажным су-джок шариком, грецкими орехами, карандашами, ручками и фломастерами. Непременно понравятся ребенку игры с пластилином и соленым тестом. Можно предложить малышу рисование пальчиками, а если добавить в краски соль и песок, рисование еще и будет иметь эффект массажа. Также можно перематывать цветные клубки ниток, нанизывать бусины, перекладывать из одной миски в другую крупы и песок, снимать и прикреплять прищепки. Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии», — советует специалист.
Самое главное, — чтобы игра доставляла удовольствие ребенку. Поэтому взрослый должен следить за настроением малыша, не допускать его переутомления, постоянно подбадривать его.
«Не скупитесь на похвалу. Когда ребенок слышит, что он — молодец, у него появляется желание заниматься дальше и добиваться новых результатов», — говорит дефектолог.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы