Дети с особенностями развития познают мир иначе. У них часто возникают сложности при взаимодействии с окружающей средой, проблемы с получением информации, а значит, работающие с ними специалисты должны искать новые способы помочь ребятам узнавать мир и развиваться. Для этого в ЦССВ «Кунцевский» уже несколько лет работает «сенсорная библиотека».

Здесь не выбирают книги для чтения: пособия, которые дают возможность ребенку обогатить свои знания о мире через различные органы чувств, размещены в определенном порядке. Библиотека содержит разные стимуляторы, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы.

«Когда мы с маломобильными воспитанниками приезжали в этот уникальный уголок, дети просто замирали, были очень сосредоточены. Они внимательно изучали сыпучие материалы, ощупывалт ткани. Все поверхности были для них чем-то новым, неизведанным. Детей переполняли эмоции, глаза горели. Когда я говорила, что сейчас мы позанимаемся и потом пойдем в библиотеку, они старались сделать все правильно, чтобы быстрее там оказаться. Для них это был стимул», — рассказывает логопед Мария Баратова.

Благодаря сенсорной библиотеке в ЦССВ появился замечательный ресурс для организации эффективных занятий в рамках эрготерапии (физической реабилитации, восстановлении двигательных навыков), неотъемлемой частью которых является игра.

С точки зрения эрготерапии, главный компонент сенсорной игры — это активное вовлечение ребенка в процесс, который стимулирует его чувства. И еще такая игра должна иметь цель, быть важной для ребенка. «Если положить ручки в коробочку с песком, конечно, это стимулирует тактильные ощущения, но если в песке закопать фигурки животных, то будут развиваться мелкая моторика и зрение», — комментирует специалист.

Почему сенсорные игры важны для детей

Чтобы понять этот мир, люди используют чувства. Чувства дают информацию о наших телах, о том, что нас окружает, о том, как двигаться, сообщают о нашем здоровье.

«Сенсорные игры — это получение и обработка информации, новых ощущений в контролируемой обстановке. Они помогают улучшить мелкую моторику. Все это особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья», — убеждена Мария Баратова.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы