Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Советы родителям для занятий дома: логоритмика для детей с ментальными нарушениями

6 июля 2020 года

Советы родителям для занятий дома: логоритмика для детей с ментальными нарушениями

Для семей, в которых растет малыш с ОВЗ, главная цель — максимальное всестороннее развитие ребенка с учетом возможностей и соответствующей адаптацией к социуму. Одно из приоритетных направлений работы с такими детьми — формирование и развитие коммуникативной стороны речи и мыслительных функций. Здесь на помощь приходят занятия с использованием элементов логоритмики. О том, как родителям самостоятельно организовать логоритмические занятия, рассказывают специалисты ЦССВ «Маяк».

Почему логоритмика?

Логоритмика для детей с ОВЗ — это универсальные занятия, опирающиеся на связь слова, музыки и движения. Логопедическая ритмика включает в себя упражнения на развитие артикуляции и речевого дыхания; пальчиковые, речевые, коммуникативные и музыкально-двигательные игры, направленные на укрепление мышечного тонуса.

«Логоритмические занятия полезны для малышей разных возрастов и типов темперамента. Они плодотворно влияют на общее состояние всех детей. Особенно полезны логоритмические занятия малышам с заиканием или предрасположенностью к нему, с дефектами речи и задержкой речевого развития, для детей с ОВЗ. Также они будут полезны часто болеющим или ослабленным малышам с нарушенной координацией, скудной моторикой», — утверждает учитель-дефектолог Наталья Якименко.

При правильном подборе материала эти занятия успокаивают легковозбудимых, гиперактивных детей и стимулируют активность медлительных, нерасторопных малышей.

«Логоритмика основывается на связи психоэмоционального состояния ребенка с его физическим состоянием. Это позволяет применять упражнения с целью улучшения работы органов дыхания, движения артикуляционного аппарата, формирования двигательных навыков, улучшения координации и моторики, отработки чувства ритма, увеличения словарного запаса, расширения кругозора, духовного развития посредством приобщения к музыке», — дополняет музыкальный руководитель Элеонора Бутенко.

Увлекательные логоритмические игры

Хорошо зная своего ребенка, можно легко подобрать любые игры и упражнения, которое ему подойдут по возрасту и уровню развития. Какие увлекательные игры можно придумать родителям в домашних условиях, используя элементы логоритмики?

Это занимательные пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук с речевым сопровождением, в которых можно использовать любой материал: мячики, массажные мячики-ежики, шестигранные карандаши, грецкие орехи, шишки, крупные бигуди, коврики с разными поверхностями, прищепки, счетные палочки, зубные щетки, бусы, резинки для волос, различные крупы (гречку, рис, манку), горох и фасоль, игры с песком и т. д.

Наталья Якименко предлагает несколько логоритмических игр для самых маленьких:

1)

Дует ветер сильно-сильно (машем ладошками на себя),
Закачалось дерево (подняли руки вверх и машем ими, всем телом помогаем),
Ветер дует меньше-меньше (медленно опускаем руки),
Дерево растет все больше-больше (руки поднимаем и потягиваемся на носочках).

2)

Стук-стук (кулачком отстучали по столу),
Кто там? (похлопали в ладошки),
Можно в гости к вам? («открываем двери» понарошку),
Заходите, мы рады гостям (три раза похлопали в ладошки).

3)

Мы ехали-ехали (делаем вид, что скачем на лошади),
В гости к вам приехали (стучим, как будто в дверь),
Мы устали (сели на стульчик),
Сейчас мы отдохнем и опять гулять пойдем (весело замаршировали).

Упражнения разучиваются поэтапно: сначала движения, затем — текст (иногда ребенок не может повторять текст, поэтому достаточно, чтобы он выполнял движения), потом — все вместе. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр должно проходить в игровой форме и нравиться ребенку.

Старший воспитатель Светлана Коханова рекомендует дома выполнять увлекательные упражнения для развития речевого дыхания: «Пускание корабликов», «Птицеферма» (на одном выдохе произносить один-два слога), «Чей пароход лучше гудит» (дуем в пузырек), «Поезд» (длительное произношение звука «У»), «Прокати мяч к воротам» (дуем на теннисный шарик в трубочку), «Подуй на игрушки» (для этого используются плавающие игрушки).

Детям с ОВЗ очень нравятся игры с музыкальным сопровождением, когда они выполняют движения в соответствии с текстом под музыку. Им также нравятся танцевальные разминки или игры на музыкальных инструментах (бубен, дудочка, ложки, барабан).

Музыкальный руководитель Элеонора Бутенко советует сделать различные шумовые инструменты своими руками из подручных материалов. «Например, можно изготовить: стучалки (деревянные брусочки, ритмо-палочки, кубики); маракасы на палочках (контейнеры из-под киндер-сюрпризов, на треть наполненные крупой — рисом, фасолью, горохом); барабанчики (картонные коробочки от сыра с наполнителем — фасолью); шумелки (грецкие орехи или контейнеры из-под киндер-сюрпризов с секретом, наполненные крупой, бусинками)».

Изготовление шумовых инструментов своими руками — это интересная и приносящая удовольствие работа, которая вызывает у детей с ОВЗ особый интерес и желание выполнять логоритмические упражнения.

Поиграйте с детьми в логоритмические музыкальные игры с использованием самодельных инструментов, которые проходят очень весело и интересно:

Игра стучалками «Строим дом»

Целый день тук да тук (стучим инструментами перекрестно друг о друга),
Раздается звонкий стук,
Строим домик для зайчат (вверху вращаем кистями),
Молоточки стучат.
Вот какой хороший дом (стучим инструментами перекрестно друг о друга),
Как мы славно заживем,
Будем песни распевать (вверху вращаем кистями),
Веселиться и плясать.

Игра шумелками «Ай да ягода-малинка, полезай скорей в корзинку»

Мы малинки в руки взяли (стучим по ладошке),
Ими дружно постучали.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Раздается чудный звук.
Покружились веселее (шумелку поднимаем над головой и кружимся),
Все на нас здесь посмотрели.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Раздается чудный звук.
Спрячем ягодки за спинку (прячем инструменты за спину),
Не положим их в корзинку.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Раздается чудный звук.

Регулярные игры и упражнения с использованием элементов логоритмики способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, уравновешивают нервно-психические процессы, снижают агрессивные проявления поведения в быту, формируют положительный эмоциональный настрой и помогают детям адаптироваться к условиям внешней среды.

«И пусть ваши дети все делают не так четко и ритмично, как бы вам этого хотелось, но они двигаются, поют и играют, они получают от этого радость и удовольствие, положительный эмоциональный заряд. Организм открывается добру и красоте. Дети, погруженные в атмосферу радости, становятся более устойчивыми ко многим неожиданным ситуациям и будут менее подвержены стрессам и разочарованиям. Мы надеемся, что эти упражнения и игры помогут вам успешно преодолеть все временные трудности», — завершает Светлана Коханова.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Семьи с детьми

Категория граждан:Семьи с детьми

Новости по теме