С каждым годом возрастает спрос на обучение различным родительским навыкам. Современные родители активно вкладывают свои ресурсы в то, чтобы стать компетентнее в вопросах воспитания. Но если для родителей полностью здоровых детей это вопрос желания и осознанного выбора, то для семей, в которых воспитываются дети с двигательными нарушениями, это острая необходимость.

Что происходит дома

С проблемой информированности и нехватки навыков сталкиваются почти все родители детей с двигательными проблемами. Для них повседневный уход за ребенком — очень часто больше, чем просто родительская задача. Многому из того, что им приходится самим делать изо дня в день, нужно специально учиться. К тому же очень часто, не имея специального образования, родители вынуждены самостоятельно делать выбор и принимать серьезные решения — выбирать центры реабилитации, методики и специалистов. А потеряться среди предложений реабилитационных услуг очень легко.

Поэтому неудивительно, что во многих странах сегодня действуют специальные образовательные или просветительские программы для родителей детей с особенностями развития. Главная цель таких курсов — помочь мамам и папам научиться лучше справляться со своей ролью.

«От родителя многое зависит, ведь то, что происходит с ребенком дома, — очень важно. В домашней среде и в других привычных местах — в детском саду, школе, магазине или парке — ребенок решает естественные для него задачи: самостоятельно переместиться из комнаты в комнату, преодолеть барьер в виде лестницы, осилить небольшую дистанцию во время прогулки. У самой повседневной жизни высокий потенциал для реабилитации. И очень важно, чтобы это осознавали родители», — считает физический терапевт фонда «Спина Бифида» Диана Яцына.

Метод проб и ошибок

В два с небольшим года маленькому Гору поставили диагноз «детский церебральный паралич». Для родителей это стало полной неожиданностью: при рождении ребенок получил семь баллов по шкале Апгар и, казалось, поначалу развивался как все. Малыш с трудом переворачивался, однако быстро научился «по-своему» ползать. Сегодня шестилетний Гор может самостоятельно передвигаться, но до сих пор не владеет речью. Первые четыре года жизни с диагнозом были для семьи мальчика непрерывным и очень трудным поиском способов помочь ребенку.

«Время мы старались не терять с самого начала — очень много возили его по центрам, меняли специалиста каждые три месяца. Но ведь ничего не понятно было — к кому лучше обратиться, кто лучше поможет, на что надеяться. В родительских чатах тогда еще не состояли и даже совета не у кого было особо спросить. Все делали методом проб и ошибок — гадали, поможет или не поможет. Если видели, что не помогает, меняли специалиста. О вреде по глупости сначала вообще не задумывались. Все как-то очень спонтанно у нас было в первые годы. Сейчас стали осознаннее подходить к реабилитации», — рассказывает мама мальчика Лусине Давидовна.

Сегодня семья Гора по-прежнему в поиске. Новый тяжелый вызов — отсутствие речи. Родители мальчика не знают: пора ли обратиться к средствам альтернативной коммуникации или продолжить надеяться на развитие речи в ближайшие годы. По словам мамы, ребенок хорошо понимает, а советы специалистов и знакомых разнятся — от «не терять времени зря» до «дать возможность заговорить самому».

Кто сегодня обучает родителей?

Помочь родителям справиться с неопределенностью и повседневными вызовами пытаются многие профильные организации. У целого ряда НКО или коммерческих реабилитационных центров уже действуют специальные обучающие программы, направленные на родительскую аудиторию. Специалисты учат мам и пап основам ухода за ребенком, организации реабилитационных занятий в домашних условиях, а также рассказывают о том, как не потеряться в информационной среде и принимать обоснованные решения, которые позволят реализовать реабилитационный потенциал ребенка. Нередки и курсы психологической помощи.

У благотворительного фонда «Подарок Ангелу» есть несколько обучающих проектов разной продолжительности, интенсивности и формата. «Школа особенного родителя», «Доктор МАМА», «Ступени роста» — в каждом из трех крупных специальных проектов фонда, реализованных в последние несколько лет в Москве, есть обучающий компонент.

В «Школе особенного родителя» интенсивное обучение проходит в групповом формате — участники все вместе осваивают способы укладки и перемещения ребенка, комплексы физических упражнений на растяжку и развитие силы и выносливости мышц. Сегодня этот проект, появившийся в Москве в 2018 году, реализуется уже в десяти других регионах России — от Ростова-на-Дону до Кемерово. В отличие от «Школы», в проекте «Доктор МАМА» обучение проходило индивидуально. Специалисты обучали родителей способам физической и логопедической реабилитации прямо во время домашних занятий с детьми, причем родители осваивали только то, что нужно именно их ребенку. Аналогичный формат работы был и в проекте «Ступени роста», поддержанном Департаментом труда и социальной защиты населения Москвы в 2019 году. Однако в «Ступенях роста» индивидуальная работа была дополнена и групповыми обучающими занятиями.

Многие материалы, созданные фондом «Подарок Ангелу» при реализации обучающих программ, сегодня бесплатно доступны на YouTube-канале «Школа особенного родителя». Практические видеоуроки посвящены профилактике боли в спине у родителей, техническим средствам реабилитации, перемещению ребенка с ДЦП и психологической помощи семьям. Следить за новыми обучающими проектами для родителей можно на официальном сайте фонда.

Другой московский фонд — «Адели», получивший грантовую поддержку Департамента труда и социальной защиты населения Москвы на реализацию программы «Ранняя помощь-2020», — на регулярной основе организует обучающие занятия и курс психологической поддержки для родителей. Мамы и папы проходят специальную программу, пока дети работают с инструкторами. Она направлена на улучшение эмоционального состояния родителей и включает сеансы ольфактотерапии (терапия ароматами) и колоколотерапии — признанной немедикаментозной методики, основанной на звуковом и вибрационном воздействии на организм. Кроме того, инструкторы дают всем участникам индивидуальные практические советы по организации домашних реабилитационных занятий, а также готовят для участников практические учебные пособия по грамотному уходу за ребенком, основам психологической самопомощи и другим темам. Следить за новыми программами можно на официальном сайте благотворительной организации.

Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы неоднократно поддерживал проекты, направленные на обучение и просвещение родителей. По мнению директора специализированного центра занятости населения «Моя карьера» Ирины Швец, поддержка НКО в этом аспекте — одна из важных задач Департамента.

«Быть родителем — это самая ответственная работа на свете. Участвовать важно в жизни любого ребенка. Но часто и самим родителям нужна помощь и поддержка, тем более в ситуации, когда в семье есть дети с особенностями. Сегодня просто необходимо поддерживать проекты, которые дают мамам и папам качественную информацию по уходу и воспитанию, помогают снижать уровень стресса и создают гармоничную обстановку в семье. Благодаря таким фондам как „Адели“ или „Подарок Ангелу“, известными своими обучающими проектами, у родительского сообщества сегодня есть возможность получить компетентную поддержку специалистов, помочь своим детям вырасти счастливыми и стать счастливее самим. Я убеждена, что таких проектов должно становиться больше», — комментирует Ирина Щвец.

Узнать больше о победителях конкурса грантов «Москва — добрый город» можно на официальном сайте проекта.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы