3 июля 2020 года
О том, что диагноз не приговор, не понаслышке знают те, кто, несмотря на физические ограничения, сумели достичь больших высот в творческой реализации. Например, подопечные благотворительного фонда «Преодолей-ка». Уже 10 лет в НКО работает инклюзивная танцевальная студия с одноименным названием. Руководитель фонда Анна Гонек рассказала об успехах танцоров с особенностями здоровья, раскрытии личности в танце и изменениях в отношении общества к людям с инвалидностью.
— Анна, как можно попасть в вашу студию? Необходимо получить направление врача или пройти вступительные испытания?
— Мы специализируемся на постановке танцев для людей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Это наш ключевой диагноз. Второй важный момент — сохранный интеллект. Для нас важно, чтобы танцоры могли раскрыть хореографические образы, понять свою роль в номере и в коллективе. А в остальном никаких ограничений нет. Главное — мотивация, стремление меняться, работать над собой, смелость выйти на сцену.
Узнать про нас очень просто — мы открыты в информационном пространстве: у нас есть сайт, социальные сети, наши ведущие артисты становятся нашими амбассадорами, поэтому инклюзивное сообщество знает про нас и регулярно направляет к нам новых артистов. А широкая публика может видеть нас на крупных городских и федеральных мероприятий. Наши танцоры выступают как на Красной площади, так и на танцевальных конкурсах.
— Чтобы танцевать, необходимо изначально иметь какие-то определенные физические параметры и уровень подготовки, или все возможно наработать в процессе?
— Все нарабатывается в процессе. В нашем деле, скорее, важно, насколько танцор готов раскрыться в танце. Ведь хореографию можно поставить любому человеку с любыми двигательными возможностями. Зачастую важнее именно артистизм, огонь внутри. Вот с этим мы и работаем.
— Раскрытие себя, своей индивидуальности в танце помогает в реабилитации?
— Разумеется! Важно то, как человек ощущает себя в своем теле, как он себя преподносит. Наши танцоры, если можно так сказать, знают себе цену и несут себя обществу, как несут себя артисты. В постановках мы не скрываем инвалидность, а наоборот, опираемся на этот факт. Пытаемся показать, насколько высок человек в этом мире, где, даже теряя большую часть своих двигательных возможностей, он остается полноценным человеком со всеми его человеческими способностями и социальной значимостью.
— Как происходит вливание нового артиста в коллектив? Как переживает этот процесс его семья?
— На всех занятиях присутствует специальный психолог, который наблюдает за новичком и корректирует ситуацию, если возникает необходимость. Программа обучения включает в себя множество коллективных игр, эстафет, простых танцевальных связок, использование любых технических средств реабилитации, которые делают процесс вливание комфортным для каждого ребенка.
Что же касается родителей, то в последнее время наблюдается новая тенденция: если раньше мамы и папы бросали все силы на то, чтобы вылечить ребенка, то теперь мы видим, что на первое место родители ставят социальную реабилитацию и сохранение семьи. Это означает, что родители стали спокойнее и рассудительнее, а ребенок перестал быть объектом их чрезмерной опеки. Поэтому с родителями сейчас очень легко. Мы имеем единый подход в вопросах организации занятий для их детей. Это очень хороший сдвиг парадигмы в головах людей.
— Как вы считаете, к чему приведет этот сдвиг парадигмы в отношении людей с инвалидностью? Какова роль государства и НКО в интеграции людей с особенностями здоровья в общество?
— Государство и НКО — главные ответственные в этом процессе. И, надо признаться, в последние годы мы очень преуспели на этом поприще. К примеру, в этом году мы реализуем очень важный проект совместно со столичным Департаментом труда и социальной защиты населения. Вместе мы создаем новое инклюзивное сообщество, комьюнити, встречи которого происходят на базе нашей танцевальной студии. Общение и обмен знаниями — очень важный аспект развития направления интеграции людей с инвалидностью.
К чему все это приведет? К чему и должно привести — к принятию инвалидов на равных началах, когда инвалидное кресло не приговор, а просто техническое средство реабилитации.
Узнать больше о работе НКО и стать частью танцевального коллектива можно на официальном сайте организации.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы