Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Как понять неговорящего ребенка с особенностями развития. Опыт специалистов центра «Кунцевский»

2 июля 2020 года

Как понять неговорящего ребенка с особенностями развития. Опыт специалистов центра «Кунцевский»

Дети из центров содействия семейному воспитанию очень разные. Есть ребята, которые в силу своих особенностей не могут разговаривать. Однако это не значит, что у них нет потребности в общении. О том, как наладить контакт с такими детьми, рассказывают специалисты ЦССВ «Кунцевский».

«Занятия с учителем-дефектологом в центрах содействия семейному воспитанию — важная составляющая всей системы коррекции и развития личности ребенка. Дефектолог как специалист в области коррекционной педагогики решает совместно с психологом, логопедом, воспитателями и младшими воспитателями самые разнообразные задачи: диагностические, консультативные, коррекционно-развивающие, методические, организационные», — рассказывает учитель-дефектолог Наталья Матвеева.

Понять другого без слов

Когда ребенок не может общаться посредством речи, на помощь ему и его окружению приходят средства альтернативной и дополнительной коммуникации: жесты, предметы, картинки, фото, коммуникаторы GO Tаlk 9 — специальные гаджеты, с помощью которых ребенок может рассказать о своих потребностях, выбирая ту или иную кнопку-картинку. «Все эти средства в разных сочетаниях мы используем при общении с нашими детьми. Например, для общения с Кристиной нужны жесты, предметы, кнопка на одно сообщение, на ней записано слово „Да“. Для общения с Кариной — жесты, картинки, коммуникатор и кнопки, для общения с Севой — это жесты и предметы», — говорит дефектолог.

При выборе средств альтернативной коммуникации учитываются особенности ребенка, специалисты опираются на его сильные стороны, умения и навыки. Чтобы выбрать подходящие для воспитанника средства коммуникации, специалисты наблюдают за ним в разных ситуациях. «Мы замечаем, какие коммуникативные действия ребенок совершает в повседневной жизни, во время игр, общения. Анализируем, какие повторяющиеся действия можно трактовать как сигналы о желаниях или потребностях ребенка. Естественные вокализации, жесты, движения тела и выражения лица — часть коммуникации наших детей», — отмечает специалист.

Например, один из воспитанников Центра коммуницирует с помощью жестов: вытирает лицо правой рукой (устал), ложится на спину, выгибается, улыбается, громко вскрикивает (радуется), ложится на бок и кладет руку под голову (хочет спать).

«У ребенка с ОВЗ есть множество потребностей, о которых ему нужно „рассказать“ взрослому, эмоций, которыми он хочет поделиться. Всеми доступными ему способами он сообщает о том, что ему хочется или не хочется есть, нравится или не нравится предложенная еда, что он устал, хочет поиграть, нервничает или у него что-то болит. Задача специалистов — правильно расшифровать эти сигналы. Чем лучше им это удается, тем комфортнее будет чувствовать себя ребенок», — считает Наталья Матвеева.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Люди с инвалидностью

Категория граждан:Семьи с детьми, Инвалиды

Новости по теме