Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Как организовать развивающие прогулки для детей с ментальными нарушениями

19 июня 2020 года

Как организовать развивающие прогулки для детей с ментальными нарушениями

Для ребенка с ментальными нарушениями важно создать оптимальные условия для развития, обучения и социальной адаптации. Особое место в этом процессе занимают специальные развивающие прогулки на свежем воздухе. Они позитивно влияют на укрепление здоровья, эмоциональное состояние и физическую активность ребенка. Рекомендации по организации таких прогулок дают специалисты из ЦССВ «Южное Бутово».

Развивающие прогулки знакомят детей с окружающим миром, формируют у них целостное восприятие и представление о различных предметах, явлениях окружающего мира.

Дети с ментальными нарушениями постепенно учатся быть внимательными к тому, что их окружает: они видят, слушают и слышат, ощупывают и осязают. Также они учатся воспринимать словесное описание объектов, явлений и отношений — через стихи, рассказы, сказки и песни.

Из чего состоит прогулка

Учителя-дефектологи из ЦССВ «Южное Бутово» Ирина Ельцова, Мария Торпочева, Елена Щербакова подготовили несколько рекомендаций по организации прогулок с детьми с ментальными нарушениями.

В любую развивающую прогулку должно быть включено несколько видов работ:

  • Наблюдения за изменениями в природе в определенное время года.
  • Двигательные упражнения, подвижные игры.
  • Задания, направленные на развитие речи.

«Если ребенок пользуется собственной речью, то при выполнении всех заданий требуйте от него полных ответов. Если у ребенка отсутствует активная речь, выполняйте задания с использованием наглядного материала (игрушки, натуральные предметы, предметные и сюжетные картинки), используйте жесты, пиктограммы», — рекомендует Ирина Ельцова.

После прогулки увиденный материал необходимо закрепить через:

  • Выполнение графических заданий — самостоятельно приготовленных или в книжках-раскрасках: штрихование, обведение по контуру, закрашивание с помощью красок или карандашей предметов и явлений, увиденных на прогулке.
  • Выполнение предметно-практических действий: задания с пластилином, выполнение аппликаций, конструирование.
  • Выполнение заданий, направленных на развитие мыслительных процессов: памяти, мышления, внимания.

Необходимо уделять большое внимание предметам и явлениям, которые рассматриваются на прогулке: правилам дорожного движения, правилам поведения в общественных местах. В зависимости от сезона на прогулку не забудьте такие принадлежности как сачки, банки, лопатки, емкости для сбора природного материала. Их использование обязательно.

ТРИ ТЕМАТИЧЕСКИХ ПРОМЕНАДА

На прогулке «Лето красное пришло»

Обратите внимание ребенка на высокое голубое небо, яркое солнце, зеленую листву деревьев, обилие цветов, насекомых, птиц. Побеседуйте о том, что воздух и вода стали теплыми, поэтому люди надели легкую одежду.

Выучите приметы лета. Например: лето — самое теплое время года, потому что солнце летом яркое и жаркое. Летом дуют теплые ветры и идут теплые дожди. Летом дети много гуляют, отдыхают за городом, ездят на море, купаются и загорают.

Упражнение «Закончите предложение». К примеру, взрослый начинает предложение о лете, а ребенок должен его закончить. Например: «Июнь, июль, август — это... (летние месяцы). Погода летом....(жаркая, солнечная) и так далее.

После прогулки: поиграйте с ребенком в развивающие игры.

  • «Что бывает летом?» Разложите перед ребенком небольшие предметные картинки с изображением разных сезонов. Предложите выбрать те, на которых изображено лето.
  • «Что не так?» Взрослый произносит фразу, ребенок должен определить, верно или нет высказывание. По возможности предложите произнести фразу верно. Например: лето — самое холодное время года; когда на улице жарко, мы тепло одеваемся; гулять надо только в дождливую погоду.
  • «Будь внимателен». Рассмотрите с ребенком картинку, содержащую много деталей: купание детей, ловля рыбы, загорание, игра в мяч и др. Затем уберите картинку и предложите ребенку воспроизвести по памяти ее сюжет.
  • Выучите стихотворение С. Маршака «Июнь».

Пришел июнь. «Июнь! Июнь!» —

В саду щебечут птицы.

На одуванчик только дунь —

И весь он разлетится.


На прогулке «Летние развлечения»

Во время отдыха — на море, на даче, в городе — старайтесь больше играть с ребенком в песочнице, в футбол, прокатитесь на велосипеде, самокате, роликах, побрызгайтесь водой.

Фотографируйте ребенка летом и проводите беседы по фото.

Проводите подвижные игры под детские песни.

После прогулки:

  • Рассмотрите сделанные фотографии играющих детей — футбол, катание на велосипеде, самокате, роликах, плавание, игры в песочнице. Задайте вопросы по картинкам.
  • Упражнение «Какие предметы нужны летом». Среди предметных картинок (ласты, спасательный круг, мяч, кепка, шорты, санки, лыжи, ролики, коньки, скакалка и другие) ребенок должен найти те, которые относятся к лету.
  • Проведите пальчиковую гимнастику. На слова «Вот и лето наступает» последовательно соединяем пальцы обеих рук с большими, начиная с мизинцев.

«Всех на отдых приглашает» — соединяем одноименные пальцы рук, начиная с больших. «Будем плавать, загорать» — круговые движения кистями; затем руки ладонями вверх подносим друг к другу, мизинцы вместе.

«И на даче отдыхать» — показываем «домик».


На прогулке «Растительный мир летом: цветы»

Повторите с ребенком приметы наступившего лета. Обратите внимание на растительный мир: что происходит в природе, как живут деревья и цветы, трава и грибы. Во время прогулки в парке или за городом рассмотрите с ребенком полевые цветы: колокольчик, ромашку, василек, одуванчик. Обратите внимание на стебли, листья, цветки. Составьте букет из полевых цветов.

Выучите простые стихи:

«Колокольчик»

Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобой

Колокольчики-цветы

Очень вежливы...

А ты?

После прогулки:

  • Рассмотрите картинки полевых цветов. Пусть ребенок назовет или покажет колокольчик, ромашку, василек, одуванчик.
  • Рассмотрите картинки цветов. Пусть ребенок выберет из предметных картинок, только полевые цветы или цветы, которые растут на даче.
  • Проведите пальчиковую гимнастику. На словах «Колокольчик голубой, Георгин, шар золотой, Василек, ромашка, астры» сжимаем и разжимаем кулачки.
    «Ландыш с запахом прекрасным, мак, тюльпан, табак душистый, одуванчик золотистый» — загибаем поочередно все пальчики.
    «Хорошо запомнил ты, как называются цветы?» — сжимаем и разжимаем кулачки.
  • Нарисуйте с ребенком полевой цветок.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Семьи с детьми

Категория граждан:Семьи с детьми

Новости по теме