На онлайн-площадке Института дополнительного профобразования работников соцсферы прошел вебинар, посвященный реабилитации детей с онкологическими заболеваниями. Руководитель семейного реабилитационного клуба «Липки» ЦТ «На Вадковском», клинический психолог, кандидат социологических наук Марина Гусева поделилась опытом работы с детьми, находящимися на разных этапах лечения злокачественных опухолей.

В России онкологические заболевания ежегодно диагностируются примерно у 6 тысяч детей. Благодаря достижениям современной медицины около 80% из них выздоравливают и могут снова вернуться к полноценной жизни. Но для этого им предстоит преодолеть множество проблем, которые сформировались во время длительного, агрессивного лечения. Вот почему реабилитация становится неотъемлемой частью лечения ребенка и должна начинаться с момента установления онкологического диагноза.

Реабилитационная программа клуба «Липки» делится на три этапа.

Первый начинается в клинике, а точнее, в Морозовской детской городской клинической больнице. Здесь главная цель — помочь ребенку и ухаживающему взрослому адаптироваться к ситуации лечения. Они, несомненно, испытывают очень сильные негативные эмоции, и задача педагога — создать безопасную терапевтическую среду, в которой эти эмоции можно выражать, чтобы не допустить развития психопатологий, в первую очередь депрессии.

В условиях больницы основным методом работы с ребенком является индивидуальная недирективная психотерапия: арт-терапия, песочная терапия, сказкотерапия. Очень важно стимулировать и поддерживать творческое самовыражение ребенка, укреплять мотивацию к собственной деятельности, не дать угаснуть интересу.

Второй этап реабилитации проходит в клубе. Ребенок вышел из больницы, и теперь перед ним стоит непростая задача — восстановить утраченные функции, умения и навыки и сформировать новые. Здесь особое значение приобретает работа нейропсихолога, поскольку химиотерапевтическое лечение токсично и оказывает влияние на развитие высших психических функций — памяти, внимания, мышления.

Если в больничной палате важная роль отводилась индивидуальным занятиям, то на втором этапе акцент переносится на групповую деятельность.

Кульминацией этого этапа становится лагерная смена, на которую дети выезжают без родителей.

В лагере используется метод «погружения». Каждая смена посвящена какой-то теме, в рамках которой выстраивается программа. Это может быть сказка, художественное произведение, историческое событие, культура конкретной страны. Дети и педагоги становятся участниками интерактивной игры, внутри которой каждый свободен сам выбирать себе героя. Эта роль будет сопровождать его в течение всей смены.

Вся жизнь в лагере подчинена выбранной теме. Если смена посвящена китайской культуре, дети учатся писать иероглифы, читают и инсценируют китайские легенды, воссоздают китайские традиции, слушают китайскую музыку, готовят национальную еду, учатся есть палочками. Пространство тоже организуется в соответствии с темой. В нем по возможности не должно быть ничего лишнего — только атрибуты самой игры. Если тема — жизнь индейцев, в пространстве, где проходят активности, не должно быть, скажем, пластиковых бутылок, а вот изображения тотемных животных будут очень кстати. Реалистичность — важный принцип погружения. С первого дня в лагере создается среда обитания, а затем взрослые и дети вместе ее достраивают и развивают.

Тему очередной смены определяют за несколько месяцев и сразу начинают подготовку. Ребята тоже готовятся — читают литературу, собирают атрибуты, продумывают костюмы.

Почему «погружение» — это эффективно? Дело в том, что ребенок в роли открывает себя с новой стороны, обнаруживает в себе способности, о которых даже не догадывался. Играя кого-то, проще преодолеть барьеры, страхи, предубеждения. И вот Петя, который никогда не решался никому возражать, став Наполеоном, вдруг проявляет талант истинного командира. Роли помогают детям познавать себя, включаться в те активности, которых они раньше боялись.

Интересно, что репетиций в лагере нет. Вживание в образ избавляет от необходимости репетировать. Эффект мастерства достигается не за счет заучивания роли, а за счет эмоционального включения.

Конечно, никакая самая интересная педагогическая методика не сработает, если дети не будут доверять взрослым. Поэтому вся жизнь в лагере строится по принципу эмоциональной безопасности. Этот принцип включает в себя:

— прямую, честную коммуникацию,

— свободу выражения чувств и мыслей,

— четкое определение границ,

— принятие своей личной ответственности,

— безусловное и безоценочное принятие ребенка, когда его проступки — не повод для наказания, а повод для анализа его проблем и изменения тактики педагогической работы.

В обществе порицается выражение негативных эмоций, и дети запчастую подавляют и загоняют их внутрь. А это в конечном итоге приводит к развитию соматических, поведенческих, социальных отклонений. В лагере, где создана эмоционально безопасная среда, дети учатся говорить о своих чувствах. Будь то страх, гнев, зависть, ревность — ребенок знает, что ему никто не откажет в праве их испытывать и не осудит за них. Безопасность — это именно то, что необходимо человеку для развития эмоционального интеллекта и формирования адапивного реагирования на стресс.

Третий этап начинается, когда в результате реабилитации происходит трансформация: дети и родители из объектов реабилитации становятся ее субъектами. У них формируется активная социальная позиция, и они готовы сами оказывать помощь, вовлекаясь в волонтерскую деятельность в больнице, лагере и клубе. В течение десяти лет наши дети и их родители помогают устраивать праздники в Морозовской больнице, благотворительные ярмарки, а вожатыми и помощниками вожатых в лагере работают «выпускники» клуба «Липки». Пережив тяжелые испытания и справившись с болезнью, дети возвращаются в общество, чтобы использовать свой опыт для помощи другим. Ведь они лучше всех знают, что победить болезнь недостаточно. После выздоровления потребуется еще немало времени, чтобы заново познакомиться с обычной жизнью и найти в ней свое место. Хорошо, если на этом этапе рядом будет понимающий наставник.

Запись вебинара. Еще больше онлайн-занятий Института дополнительного профобразования работников соцсферы смотрите на портале «Я дома», в разделе «Онлайн-мастерские».

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы