В период самоизоляции дети с ограничениями здоровья испытывают дефицит движения, проводя большую часть времени в статичном положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных групп мышц, а как следствие, нарушение осанки, задержку в развитии основных физических качеств: скорости, координации движений. Поэтому важно для таких ребят создать необходимые условия для утоления «двигательного голода». Как комфортно организовать пространство для ребенка с ОВЗ? В какие подвижные игры играть дома? Об этом расскажет инструктор по физической культуре ЦССВ «Маяк» Алексей Базаров.

Не зря говорят, что движение — это жизнь. Чем меньше ребенок двигается, тем больше проблем со здоровьем он получает.

У детей с ОВЗ дефицит движения приводит к выраженным функциональным и морфологическим изменениям. Снижается активность биохимических процессов, ослабевает иммунитет к простудным и инфекционным заболеваниям, сужается диапазон возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем, ослабляется нервно-мышечный аппарат, формируются дефекты осанки, возникают и другие проблемы.

Физкультура для детей с ОВЗ — это и утренняя гимнастика, и прогулки, и подвижные игры. «Если физические упражнения для человека, у которого нет двигательных нарушений, — условие активного общего развития, то для детей с ОВЗ физкультура — одно из основных средств устранения отклонений в их двигательной и психической сферах»,  отмечает Алексей Базаров.

Игра помогает всесторонне развивать ребенка. В процессе игры формируется и развивается личность ребенка, его психические особенности, двигательная активность малыша с ОВЗ становится не просто хаотичной, а приобретает смысл. Активизируется дыхание, кровообращение и обменные процессы в организме. «А еще подвижные и спортивные игры развивают координацию движений, скорость реакции и внимание, тренируют силу и выносливость, снимают импульсивность. Игры способствуют развитию вестибулярного и слухового аппаратов, координации движений и тактильных ощущений, и предназначены для того, чтобы дети с любыми возможностями здоровья могли активно проводить время», добавляет Базаров.

Как играть?

Родители должны учитывать возрастные особенности детей, их физические возможности, количество участников и, конечно же, желание самих ребят. Перед началом игры нужно подготовить безопасную игровую зону, заранее подобрать необходимый инвентарь. Он должен быть ярким и заметным. «Если у ребенка проблемы со зрением, то упор мы делаем на его слуховое восприятие: используем свистки, колокольчики, различные „звучащие“ мячи. Подойдет, например, для эстафет, и природный материал: шишки, камушки, ракушки. Веселее все это делать под музыку», — отмечает специалист.

Перед началом игры объясните сыну или дочке правила. Логично и понятно изложите их в увлекательной сказочной форме. Если малыш плохо слышит или видит, имеет ментальные нарушения, обязательно покажите все этапы игры заранее, дайте попробовать ему самому. В противном случае ребенок может быстро потерять интерес к игре и даже расстроиться.

Непременно дозируйте нагрузку! Игру нужно прекратить, если ребенок начал уставать или у него снизился интерес к занятию.

В конце подведите итоги: обсудить саму игру и успехи ребенка. Это способствует развитию наблюдательности, приучает к осмыслению действий и сознательной дисциплине.

«У ребят с разными диагнозами отличаются физические и ментальные возможности отличаются», — напоминает Алексей Базаров и предлагает примеры спортивных и подвижных игр, в которые можно поиграть с детьми дома.

Если ваш ребенок плохо видит, для него будет полезной игра «Узнай фигуру». Вам потребуются плоские геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и т.п.) двух размеров (диаметром 25-30 и 3-4 сантиметра). Их лучше вырезать из картона или старого ковра. Маленькие фигуры можно вырезать из картона, продеть через них браслет-резинку.

Большие фигуры нужно разложить на полу, маленькие либо даются малышу в руки, либо надеваются на запястье в виде браслета. Сначала малыш ощупывает фигуры на руке, а потом ищет такую же среди лежащих на полу.

Такая игра поможет ребенку развить тактильную чувствительность, запомнить геометрические фигуры.

Слабослышащему ребенку придется по душе игра «Веревочка». Для нее понадобится скакалка или веревочка не менее 1,5 метра в длину. Каждый игрок должен из нее «нарисовать» какую-либо фигуру: змейку, человека, кораблик и т.д. Такая игра поможет малышу развить воображение, фантазию, мелкую моторику и координацию движений.

С ребенком, у которого есть нарушения речи, можно поиграть в «Прижми палец». Правые руки игроков сцепляются в замок, большие пальцы подняты вверх. По сигналу большой палец каждого игрока начинает «охотиться» за большим пальцем соперника, стараясь прижать его сверху. За пойманный и прижатый палец соперника игрок получает одно очко. Такая игра поможет развить силу и ловкость пальцев рук, да и вообще это весело.

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата тоже могут увлечься подвижными играми. Пример такой — «Серсо». Для нее понадобятся кольца и палки. Ребенок и родитель садятся напротив на расстоянии 2-3 метров. Один игрок бросает кольца, задача другого — поймать их на палку. Это развивает меткость, глазомер, координацию движений.

Родителям детей с ментальными нарушениями предлагаем сыграть в «Прыжки в колечки». Разложите на полу в две линии обручи. Задача малыша — перепрыгивать из одного обруча в другой. Полезной для него будет игра «Дотронься до...». Для этого нужно одеться по-разному. Когда ведущий говорит: «Дотронься до зеленого», ребенок должен найти этот цвет у кого-то на одежде. Такая игра поможет малышу сформировать представления о цвете, разовьет быстроту реакции.

И помните самое главное: любая игра должна приносить радость всем участникам!

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы