По факту публикации в СМИ информации о якобы принудительном сокращении социальных услуг, Департамент выступает с разъяснениями.

В марте 2020 года Россия столкнулась с коронавирусной инфекцией COVID-19. Ее распространение оказало тяжелое влияние на жизнь москвичей. В период отсутствия вакцины и специфических медицинских препаратов, способных ее излечить, единственными действенными средствами, сдерживающими распространение вируса, являлись социальное дистанцирование и самоизоляция. В связи с этим центры социального обслуживания с 20 марта сократили количество посещений на дому. Но сокращение числа посещений проводилось только в случае, если получатель социальных услуг выразил согласие на временные изменения, и это не угрожало его жизни и здоровью. Большинство москвичей, состоящих на надомном социальном обслуживании, согласились на уменьшение посещений социальными работниками и обеспечение им бесконтактной доставки продуктов и товаров первой необходимости. В случае, если человеку необходимо, чтобы социальный работник занес продукты в квартиру, он обязательно это делает.

Всего в перечень социальных услуг, предоставляемых на дому, включена 31 услуга. Изменение же привычного порядка предоставления было возможно только в отношении четырех социальных услуг: покупки и доставки на дом продуктов питания — с двух раз до одного раза в неделю; покупки и доставки на дом товаров первой необходимости — с четырех раз до двух раз в месяц; оказания помощи в проведении уборки жилых помещений — с двух раз до одного раза в неделю; услуги по наблюдению за состоянием здоровья в случае, если посещение не производится или доставка осуществляется бесконтактно, рекомендовано временно не предоставлять. Однако в случае необходимости наблюдения за состоянием здоровья подопечного (в соответствии с рекомендациями лечащего врача) социальный работник должен оказать содействие в прикреплении к нему медицинской сестры патронажного отделения из городской поликлиники. Все это позволило сократить число посещений, и, таким образом, снизить риски заражения подопечных. При этом стандарты социальных услуг не изменялись.

Также было рекомендовано использовать дистанционные сервисы по доставке, которые позволяют без ограничения по весу обеспечивать потребность человека в продуктах и товарах первой необходимости. Еще в 2019 году социальные работники прошли необходимое обучение, т.к. с 1 января 2020 года Москва впервые в России внедрила стандарты предоставления социальных услуг на дому, предусматривающие обязательное использование дистанционных сервисов. Что касается выноса мусора, соцработник это делает при каждом посещении своего подопечного.

Все социальные работники обеспечены средствами индивидуальной защиты (масками, перчатками, кожными антисептиками и бахилами).

При принятии решения о возможном сокращении количества посещений на дому принималось во внимание, что услуги по доставке продуктов и товаров первой необходимости составляют порядка 60% от общего числа оказываемых ЦСО услуг. При этом количество посещений в неделю составляло в среднем 2-3 раза, а среди получателей социальных услуг отсутствуют нуждающиеся в ежедневном уходе.

Таким образом, информация о принудительном сокращении социальных услуг и опасности указанных мер для людей, не соответствует действительности.

Для повышения эффективности труда соцработников в 2015 году были утверждены нормы соцобслуживания. Объем необходимых услуг для каждого человека, состоящего на надомном социальном обслуживании, определяется индивидуальной программой, исходя из его способности к самообслуживанию и нуждаемости.

Количество человек, закрепленных за одним социальным работником, определяется, исходя из объема необходимого ухода в пределах средней нормы обслуживания при 40-часовой рабочей неделе. Подчеркиваем, объем работы зависит не от количества обслуживаемых человек, а от числа социальных услуг, которые оказываются получателям социальных услуг. Средняя нагрузка на одного соцработника составляет 18-19 человек в месяц (или 7-8 человек в день при режиме посещения подопечных 2-3 раза в неделю) и зависит от объема оказываемых услуг на одного человека. Для каждой соцуслуги установлен средний норматив времени ее оказания.

Заработная плата социальных работников на сегодняшний день составляет примерно 78 тысяч рублей, что практически в 2 раза больше, чем в 2015 году.

Информация о том, что в настоящее время у социальных работников на обслуживании более 30 получателей социальных услуг не соответствуют действительности, равно как и информация о недостаточном количестве соцработников в учреждениях.

Что касается предоставления социальных услуг в ежедневном формате, действительно, государственные организации сегодня их не предоставляют. Профессиональным стандартом социального работника не предусмотрено оказание медицинских услуг. Нуждающиеся в оказании медицинских услуг на дому могут получить их через патронажную службу Департамента здравоохранения города Москвы.

В настоящее время работа патронажной службы организована во всех 46 взрослых амбулаторно-поликлинических центрах города, а также в 11 поликлинических отделениях стационаров. Прикреплено к врачам патронажной службы для медицинского обслуживания (наблюдения) более 74 тысяч человек.

С 2016 года в рамках реестра поставщиков социальных услуг для ежедневного ухода за получателями социальных услуг обеспечен доступ негосударственных организаций к бюджетному финансированию.

Для нуждающихся в ежедневном уходе москвичей привлекаются также негосударственные организации, включенные в реестр поставщиков социальных услуг. Эта услуга предоставляется с 2016 года. Негосударственные организации оказывают социальные услуги до 4 часов в день (до 3 раз в день). То есть, если человек не в состоянии встать и забрать принесенные продукты, а, следовательно, приготовить себе еду, уход за ним осуществляют негосударственные организации в ежедневном режиме. Информация о том, что в праздники и выходные дни люди, которым необходим ежедневный уход, остаются без помощи, абсолютно некорректна. В эти дни ЦСО назначаются дежурные соцработники, также помощь москвичам ежедневно оказывают негосударственные организации.

С 1 января 2020 года действует новый порядок признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании. В каждом случае объем необходимых социальных услуг определяется индивидуально — по результатам функциональной диагностики, которую проводит социальный инспектор. Диагностика позволяет определить, насколько человек может выполнять простые действия, например, самостоятельно есть и выходить из дома, а также сложные действия, такие как приготовление еды или уборка квартиры.

Новый подход к перечню и стандарту предоставления социальных услуг на дому в Москве позволил более эффективно перераспределить рабочее время социального работника. Благодаря использованию дистанционных сервисов по доставке и оплате услуг ЖКХ произошло высвобождение значительного рабочего времени социального работника. Не нужно тратить время на покупки и очереди в магазинах, а достаточно заказать все необходимое на сайте через личный кабинет. Благодаря этому, ряд социальных услуг, ранее предоставляемых только за плату, теперь могут предоставляться бесплатно (комплексная уборка квартиры, смена постельного белья, сопровождение на прогулку и др).

Жители города, нуждающиеся в социальном обслуживании, имеют право на уход на дому до 5 часов в день. Из-за сложной эпидемиологической ситуации эта работа приостановлена и будет продолжена после нормализации ситуации.

ООО «Социальная служба помощник», о которой рассказывается в статье, обслуживает более 1,8 тысяч получателей социальных услуг. О наличии иных клиентов, получающих надомные услуги за плату в указанной организации, Департаменту неизвестно, что свидетельствует об исключительной ориентированности данной организации на предоставление социальных услуг в рамках реестра поставщиков социальных услуг.

Помимо ООО «ССП» такие социальные услуги оказывают еще 11 негосударственных организаций. Количество обслуживаемых граждан, получающих услуги в негосударственных организациях, с 2016 года увеличилось с 46 человек до порядка 3,7 тысяч в 2020 году.

Также сообщаем, что в связи с особыми условиями труда в период введения на территории города Москвы режима повышенной готовности, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 22.05.2020 № 623-ПП «О дополнительных мерах материального стимулирования работников организаций социального обслуживания по оказанию социальной и иной адресной помощи в условиях режима повышенной готовности» социальным работникам предусмотрена стимулирующая выплата в размере 25 тыс. руб. с 26.03.2020 по 30.06.2020.

По состоянию на 1 июня социальным работникам произведены выплаты за период с 26.03.2020 по 30.04.2020 дополнительно к заработной плате за указанный период.

Необходимо отметить, что безусловным приоритетом в деятельности Департамента является в каждой конкретной ситуации оказание своевременной и необходимой социальной помощи нуждающимся жителям города. В статье нет упоминания ни об одной ситуации, где такая помощь необходима. Если издание «Коммерсантъ» располагает информацией о нуждающихся москвичах, просим сообщить об этом для оказания им адресной социальной поддержки.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы