Специалисты ЦССВ «Юнона» рассказывают, как родители могут стать для своего ребенка настоящим другом, не умаляя его возможностей. А также о том, как организовать личное пространство ребенка, чтобы осуществлялась не только коррекция, но и развитие и становление личности ребенка с помощью различных игр.

Игры — часть социализации

Любая игра позволяет ребенку полностью раскрыться, познавать окружающий мир, развивать свое восприятие, мышление, память, внимание, формировать навыки адекватного поведения.

«Детство — один из самых важных этапов жизни ребенка, и ребенка с ОВЗ в том числе. Это период начальной социализации, приобщения его к миру, культуре общечеловеческих ценностей. Еще это время установления начальных отношений с миром людей, предметов, окружающей природы и собственным внутренним миром», — отмечает воспитатель Светлана Кокшаева.

Как общаться со своим ребенком? Как обучить его жить в этом мире, научить элементарным навыкам самообслуживания, понятиям «добро» и «зло», «можно» и «нельзя»?

Во-первых, родителям нужно запастись терпением, помогать ребенку освоить необходимые жизненные навыки и умения, направить его энергию в нужное русло, организовать его жизнь и быт так, чтобы он чувствовал ситуацию успеха, ощущая себя любимым и востребованным.

Во-вторых, родители должны научиться относиться к ребенку как к личности, верить в его способность к развитию. Совместно с педагогами и специалистами искать способы компенсации нарушенных функций, создавать для этого развивающую среду. Чтобы вовлечь ребенка в этот процесс, необходимо заинтересовать его, создать для него мотивацию, чтобы он сам получал удовольствие от того, что делает.

У педагогов и специалистов есть свои, профессиональные формы и методы взаимодействия с детьми. Для родителей наиболее эффективным будет использование игры. Игра в повседневной жизни ребенка — это способ развития интереса к жизни, окружающему миру, возможность делать то же, что и взрослые, пусть даже и в игровой форме. Также это развитие ориентации в быту, основа развития речи и коммуникаций.

Как играть правильно

В младшем возрасте детей знакомят с народными игрушками: пирамидкой, матрешкой, каталками и т. д. Это время для знакомства с народными потешками, песенками, стихами. Родители должны сопровождать ими режимные моменты: пробуждение, умывание, сборы на прогулку. С возрастом игры усложняются.

«Успешность и результативность совместной игры зависит от многих условий. Во-первых, это создание комфортного жизненного пространства для ребенка. Предметная организация среды создает представление об устойчивости окружающего мира, стимулирует развитие предметного восприятия. Второе важнейшее условие — это организация общения с ребенком. Родителю необходимо самому эмоционально настроиться на игру, так как от этого зависит эмоциональное состояние ребенка. Будьте доброжелательны не только внешне, но и внутренне, ибо ребенок ориентируется на ваше состояние. Он сразу почувствует вашу раздражительность, неуверенность, и это обязательно отразится на его поведении. Как старший, вы выступаете в роли партнера, который формирует мотивацию ребенка к игре, выбирает цели и средства, которые доступны ребенку», — считает воспитатель Наталья Болдырева.

Во всем остальном родитель — такой же участник игры, как и ребенок: собирайте пирамидку, стройте башню, хлопайте в ладоши. Вы — образец того поведения, которому подражает ребенок. По мере усвоения ребенком правил игры необходимо давать ему больше самостоятельности.

Если ребенку что-то не нравится или наскучило, надо постараться переключить его внимание на другое. Следует быть терпеливым, не торопить ребенка, дать ему возможность довести свои действия до конца. Даже если он сделает что-то не так, главное — самостоятельно.

Нельзя фиксировать внимание ребенка на его неудачах, так как отрицательная оценка нарушит его эмоциональный настрой, посеет чувство неуверенности в своих возможностях. Необходимо стимулировать активность ребенка.

«Ваши комментарии должны создавать позитивный настрой у ребенка, подтверждать его успешность. Взрослый должен комментировать все свои действия во время игры, четко проговаривая каждый шаг, называя все предметы, задействованные в игре. Всегда надо стараться спланировать игру так, чтобы начатая ребенком работа была доведена до определенного завершения», — советует Светлана Кокшаева.

Если ребенок устал, капризничает, можно предложить завершить игру вместе, призвав на помощь мишку, зайку и т. д. Во время игры категорически нельзя кричать на ребенка, раздражаться, показывая, что вам все это надоело, некогда или вы устали.

«Нельзя забывать о том, что любая наша инструкция, просьба, комментарии должны начинаться с обращения к ребенку по имени. Не забывайте: необходимо установление зрительного контакта для привлечения и удержания его внимания. При этом речь ваша должна быть четкой, краткой, содержать небольшое количество слов, доступных для понимания ребенка», — говорит Наталья Болдырева.

Какую игру выбрать

Для взаимодействия с ребенком есть разные виды игр и занятий. Это подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры. Подвижные игры развивают координацию движений, понимание команд, инструкций умений подчиняться правилам игры, действовать сообща с другими детьми по очереди и т. д. Помимо всего этого, подвижные игры помогают ребенку избавиться от застенчивости. Он раскрепощается, более свободно выражает свои эмоции. Соблюдение правил игры вырабатывает со временем у ребенка самоконтроль, волевые качества.

«Развитию общей и мелкой моторики, пространственных представлений и ориентации способствуют физминутки, речевые игры с движением, когда взрослый читает текст и совместно с ребенком выполняет движения соответственно содержанию текста. Это может быть ходьба и общеукрепляющие упражнения в форме игры („Птички полетели“, „Ветряная мельница“, „Море волнуется“). Развитие мелкой моторики достигается повторением определенных манипуляций пальцами рук. Рисуйте, лепите, конструируйте, делайте аппликации вместе», — советуют педагоги.

Двигайтесь с ребенком от простого к сложному. Для лучшего усвоения предметов окружающего мира, явлений природы желательно одну тему повторять в разных играх: например, рисуем божью коровку, лепим ее же из пластилина, собираем разрезную картинку с божьей коровкой, в подвижной игре «летим», как божья коровка. В зависимости от усвоения тех или иных игр, предметно-практических занятий, необходимо постепенно усложнять их, не забывая повторять ранее усвоенные, базируясь на них.

Одно из важных мест в совместной игре взрослого и ребенка занимают сюжетно-ролевые игры, в которых воспроизводятся бытовые ситуации. Например, игра в больницу, где действуют «врач» и «пациент». В роли пациентов могут выступать мягкие игрушки. Особое место в жизни девочек занимают игры с куклами. Впрочем, и мальчишки часто к куклам неравнодушны.

Родители должны познакомить детей с куклами разного пола, учить отличать мальчиков от девочек по одежде и прическе. Также через игры в куклы можно изучать времена года. Попросите сына или дочку одеть куклу по сезону, поговорите о том, что нужно надевать летом и зимой, спросите, зачем кукле может потребоваться зонтик.

Есть много простейших ролевых игр. Например, «Дочки-матери», «В магазине», «В парикмахерской», «Я — водитель» и т. д. Всегда надо помнить, что взрослый — это не наблюдатель и контролер, а участник этой игры. Ребенок смотрит на него, подражает ему, получает эмоциональный заряд. Также он усваивает нормы и правила взаимоотношений между людьми: приветствие при встрече, прощание при расставании, просьбf, благодарность, сочувствие и помощь другому и т. д.

«Обязательно сопровождайте свои действия эмоциональными реакциями радости, удивления, восхищения. Надо радоваться любому, даже маленькому, достижению вашего ребенка nому, что он сегодня улыбнулся вам в ответ, научился держать ложку, протянул руку с просьбой „дай“. Вместе обращайте внимание на то, что у него получается лучше всего. Искренняя похвала близкого человека, радость от его успехов способна сделать больше, чем самое современное лекарство», — считает Наталья Болдырева.

Хочется обратить внимание родителей и на структуру построения игры. В любой игре обязательно должна быть организационная часть, то есть введение ребенка в ее суть. Далее идет основная часть, состоящая из самой игры и беседы, которые объединены единым сюжетом. Общий сюжет помогает создать игровую ситуацию, подвигнуть ребенка к активности, к желанию поучаствовать в игре. В каждой игре обязательны комментарии и беседы между взрослым и ребенком.

«Это общение должно носить непринужденный, доверительный характер, как у двух равноценных участников игры. Это позволяет ребенку чувствовать себя значимым, нужным, успешным. Отсюда, как следствие, у ребенка повышается самооценка. В завершение — заключительная оценка его деятельности, его, пусть и маленьких, но достижений. Хорошо еще бы придумать сюрпризные моменты», — советует Светлана Кокшаева.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы