Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Родителям: как организовать досуг для ребенка с ментальными нарушениями

18 мая 2020 года

Родителям: как организовать досуг для ребенка с ментальными нарушениями

Пандемия внесла изменения в жизни людей во всем мире. Родителей, оказавшихся на самоизоляции с детьми, чаще всего волнует не перспектива вынужденного нахождения в четырех стенах, а вопрос, чем занять любимое чадо. Такие трудности возникают и в семьях, где живет ребенок с ментальными нарушениями. Как организовать развивающее пространство в условиях дома, рассказывает учитель-дефектолог ЦССВ «Маяк» Нонна Базарова.

Ребенку с ментальными нарушениями достаточно трудно долго удерживать активное внимание, контролировать свое поведение, выполнять задания, поэтому он постоянно стремится перейти в игровую ситуацию.

«Чтобы пребывание ребенка дома было продуктивным, рекомендуется сразу продумать распорядок дня. Постараться создать для ребенка расписание, определить время подъема, часы приема пищи, игр-занятий», — советует Нонна Базарова.

ПОКАЖИ МНЕ — И Я ЗАПОМНЮ, ВОВЛЕКИ МЕНЯ — И Я ПОЙМУ

Игра для ребенка с ментальными нарушениями — это средство воспитания и обучения, способ познания окружающего мира. Задача взрослого — придумать мотивацию для ребенка, исходя из его склонностей и интересов, помочь организовать игру, сделать ее увлекательной и познавательной.

Самый эффективный способ научить сына или дочку играть, подражая действиям взрослого, — совместная игра. Через нее ребенок приобретает полезные навыки, необходимые ему для дальнейшего развития.

«Для поддержания положительного психоэмоционального состояния и физической активности ребенка необходимо ежедневно делать зарядку, танцевать под музыку. Еще важно организовывать подвижные игры и вовлекать в них детей», — отмечает учитель-дефектолог.

Примеры для игр:

  • Расставить пластиковые кегли в линию возле окна (можно использовать пластиковые бутылки) и сбивать их по очереди мячиком. Также подойдут любые игры, где нужно бросать, ловить, отбивать мяч рукой или ногой, забрасывать в коробку. Для домашних игр лучше использовать легкий резиновый или мягкий текстильный мяч.
  • Можно построить из стульев, одеял и подушек всем известные шалаши или берлогу для мишки, домик для собаки и так далее.
  • Можно построить дорожки с препятствиями: расставить кубики или другие игрушки и вместе с ребенком перешагивать через них.

«Другим вариантом подвижных игр для детей с ограниченными возможностями в условиях квартиры могут быть танцы. Хлопайте в ладоши и раскачивайтесь по музыку различных ритмов. Под простые детские песенки выполняйте с ребенком определенные движения. Если ребенок не ходит, поощряйте его двигаться, пользуясь руками, качать головой или болтать ногами. Попробуйте самые различные жанры — от классики до современной музыки», — добавляет Нонна Базарова.

Дети с ментальными нарушениями очень быстро истощаются, поэтому важно дозировать нагрузку, ориентируясь на признаки в поведении ребенка, указывающие на изменение его психофизического состояния. Не нужно заставлять ребенка, если видите, что он устал.

К признакам, указывающим на органические или функциональные нарушения деятельности центральной нервной системы, относятся недомогание, слабость, быстро наступающее утомление или, наоборот, перевозбуждение, которое может проявляться в виде телесной расторможенности. Важно чередовать активный отдых с легкими физическими упражнениями и расслаблением.

РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ

У детей с ментальными нарушениями трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый орган чувств в отдельности. Для развития ловкости, мелкой моторики и координации движений у ребенка очень важно, чтобы он как можно больше работал руками, так как именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи.

Дефектолог советует играть:

  • С кинетическим песком: можно лепить различные фигуры, закапывать мелкие игрушки, а затем находить «клад», рисовать пальцем по ровной поверхности песка.
  • С водой: наполнять, переливать в различные емкости, доставать из воды мелкие игрушки, выжимать губки.
  • С тестом: можно месить тесто руками, растягивать в разные стороны, отщипывать кусочки, прятать мелкие игрушки, раскатывать скалкой, лепить простые фигуры.
  • С крупой: пересыпать с помощью воронки, рисовать простые фигуры, раскапывать рисунки, сортировать, нанизывать на шнурок макароны, выкладывать различные дорожки.

Ни в коем случае нельзя забывать, что детям нужны поощрения — стимулы для самоутверждения в положительных поступках. Им важно слышать похвалу, одобрение, благодарность.

Всякий раз, когда ребенок впервые выполняет какое-то действие, не скупитесь на похвалу: поощряйте его словесно, мимикой и жестами, улыбайтесь, смейтесь, хлопайте в ладоши. Дети испытывают особую радость также от тактильных контактов, им важно чувствовать ласку, поэтому их необходимо обнимать, целовать, гладить, показать жестом «Здорово!»

«Роль родителей в жизни ребенка неоценима: они знают своего ребенка так, как никто другой. Именно отец и мать во время самоизоляции играют ведущую роль в поддержании психического и физического здоровья ребенка. Поэтому, думая о том, что нужно ребенку, не забывайте и о том, что необходимо вам», — добавляет учитель-дефектолог Нонна Базарова.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Семьи с детьми

Категория граждан:Семьи с детьми

Новости по теме