Намеренная травля одного человека другим (или группой людей) с помощью современных средств коммуникации, — кибербуллинг становится всё более распространенным явлением. Что делать, если вы или ваш ребенок попали в опасную ситуацию?

Вызывать беспокойство должны только случаи физического насилия? Жертвами травли становятся только дети, которые «сами виноваты» в том, что не могут выстроить отношения со сверстниками? Травля характерна лишь для подростковой среды, да и вообще степень насилия в нашем обществе слишком преувеличена? На вебинаре, который провел Институт ДПО работников соцсферы, клинический психолог Марина Солдатенкова развенчивает эти и другие мифы и учит, как не стать жертвой высокотехнологичной травли.

Немного истории

Термин «кибербуллинг» у ученых-психологов появился во второй половине 1990-х годов. Уже в то время были описаны случаи травли на интернет-площадках: чтобы сводить счеты друг с другом, школьники начали выбирать дистанционное взаимодействие.

Сейчас в некоторых западных странах есть даже уголовная ответственность за интернет-травлю. Например, в Германии уличенный в ней взрослый может получить до 10 лет тюрьмы, подросток — арест до 5 лет или принудительные работы. Впрочем, кибербуллинг — проблема любой страны.

Признаки кибер-травли

Кибербуллинг — это не просто конфликт. В конфликтной ситуации, как правило, у противоборствующих сторон есть возможность высказать разные точки зрения на один и тот же вопрос. А в ситуации насилия — в том числе в киберпространстве — никаких точек зрения уже нет. Есть жертва — и есть вожак, «буллер». Кроме того, процесс насилия обычно развивается циклами. Он проявляется с периодичностью — иногда ежедневно и в течение длительного времени. Вот характерные признаки кибер-травли:

— Круглосуточное вмешательство в личную жизнь.

— Постоянные комментарии в ваших соцсетях (или соцсетях вашего ребенка), — высказывания, которые вас заводят, раздражают и провоцируют.

— Большая аудитория у буллера. Благодаря сетевым коммуникациям буллеры имеют возможность распространять информацию очень широко и при этом сохранять свою анонимность.

Каналами для распространения травли могут быть и почта, и соцсети, и видеосервисы. А сам кибербуллинг имеет массу оттенков — от иногда безобидного троллинга (высмеивания) до агрессивного уничижительного хейтинга.

Как понять, что ребенок стал жертвой кибербуллинга и что в этом случае делать

Проблема состоит в том, что дети чаще всего стараются молчать о преследовании в интернете. Судя по исследованиям, только каждый пятый родитель бывает осведомленным о кибербуллинге (21%), а более половины уверены, что их ребенок никогда не сталкивался с подобным риском (61%).

Если вы замечаете, что ребенок начал странно себя вести, что личные вещи его стали пропадать, а друзей у него всё меньше — это повод для беспокойства. Если факт травли становится очевидным, то самое неэффективное — это запрещать использование мобильных телефонов и интернета. Проблема заключается не в самой технологии. Не мобильный телефон, не интернет являются проблемой, а их безответственное и невнимательное использование.

Пошаговая инструкция по борьбе с кибербуллингом в социальных сетях

  1. Узнайте, на какой площадке — во Вконтакте, Инстаграме и т.л. — происходит травля.
  2. Сообщите о произошедшем представителям социальной сети.
  3. Подумайте, кому еще нужно сообщить о ситуации. Обратитесь к руководству школы, если обидчик вашего ребенка учится там же. Директор школы должен знать об этом факте, кроме того, он сможет привлечь школьных психологов для урегулирования проблемы. Если это не помогает — возможно, есть смысл обратиться в полицию. Пытаться выяснять отношения с обидчиками самостоятельно чаще всего бесполезно и может даже ухудшить ситуацию.
  4. Сохраните доказательства — не удаляйте буллинговые электронные письма или сообщения.
  5. Помогите ребенку изменить настройки его профиля в социальных сетях
  6. Поддержите ребенка. Расскажите ему о том, что он не виноват.

До ребенка важно донести, что с незнакомцами в интернете нужно общаться как с незнакомыми на улице и не добавлять их в друзья. Если контакт с ребенком есть — а так, к сожалению, бывает не у всех родителей — попросите его обязательно держать вас в курсе о развитии ситуации и не отвечать на оскорбления. Настройте компьютер.ребенка — установите антивирус, включите файервол, настройте браузер. Объясните ребенку, что ему стоит игнорировать звонки и СМС с незнакомых номеров. Сделайте ребенку ограниченную учетную запись.

КУДА ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ

Московская служба психологической помощи населению: 8 (499) 173-09-09

Единый общероссийский телефон доверия: 8 (800) 200-01-22

Бесплатная служба телефонного и онлайн-консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования интернета «Дети онлайн»: 8 (800) 250-00-15 с 9 до 18.00

Группа в социальной сети ВКонтакте «Анти-КиберМоббинг» (Anticybermobbing): можно получить консультацию в реальном времени.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы