5 апреля 2012 года
Руководитель департамента социальной защиты населения Москвы Владимир Петросян – о функциях «тревожных» браслетов, регистрации бездомных граждан и ретро-кафе для пенсионеров
фото: Александр Шалгин/ИЗВЕСТИЯ
По данным общественной организации «Городская жизнь», 90% объектов инфраструктуры в Москве недоступны для инвалидов. Столичный департамент социальной защиты населения приводит другие цифры – 44%. Глава департамента Владимир Петросян рассказал «Известиям», что нужно сделать, чтобы город стал максимально доступным для передвижения москвичей с ограниченными возможностями здоровья.
— Владимир Аршакович, какие основные трудности возникают при адаптации городской среды для инвалидов?
— Многие объекты являются историческими и архитектурными памятниками, и менять их внешний вид пандусами запрещено. Хотя всегда можно найти решение, например, сделать передвижные пандусы, накладные платформы, которые собираются на манер ковровой дорожки. Такие скаты можно использовать по требованию инвалида или оставить на время работы учреждения, а на ночь убирать.
Много зданий и сооружений находятся в федеральной собственности. Это, в основном, крупнейшие медицинские центры, объекты культуры – от Кремлевского дворца до Пушкинского музея. На их адаптацию средства выделяются из федерального бюджета, но, к сожалению, в недостаточном объеме.
Остро стоит вопрос приспособления высших образовательных учреждений. Если среди столичных школ уже тысяча могут считаться инклюзивными, то из вузов всего 4 адаптированы для инвалидов.
— Но даже к построенным пандусам или уложенной тактильной плитке для слабовидящих и незрячих людей у москвичей немало претензий...
— Тактильная плитка, разумеется, всегда должна быть уложена в соответствии с утвержденными нормами, качественно, так, чтобы не препятствовать свободному передвижению по городу граждан любых категорий. К сожалению, при обустройстве пандусов или укладке тактильной плитки брак составляет 15-20%, общественная инспекция по делам инвалидов выявляет множественные нарушения, которые в обязательно должны быть устранены подрядчиками. На мой взгляд, ответственность руководителей районного масштаба необходимо существенно усилить, а затраты на исправление ошибок возложить непосредственно на исполнителей.
Стоит отметить, что, согласно новому Жилищному кодексу, ТСЖ имеют право демонтировать пандусы и подъемные платформы, если имеется такое решение большинства жильцов дома. В Москве есть уже несколько таких случаев: граждане утверждают, что им мешают данные устройства, хотя инвалид не сможет без них выходить из дома или приехать к кому-нибудь в гости. Управы восстанавливают самовольно демонтированные пандусы, ведут разъяснительную работу с жителями. Мы уже обратились в Госдуму с предложениями внести изменения в ЖК.
— Как в остальном проходит адаптация жилых домов для маломобильных горожан?
— В новостройках имеются приспособленные входные группы, предусмотрены специальные квартиры с расширенными дверными проемами, пандусами, низкими подоконниками, просторными санузлами и лоджиями без порогов. Сейчас мы с заместителем мэра по градостроительной политике Маратом Хуснуллиным обсуждаем идею минимального приспособления всех квартир в новых домах. Строительство такого жилья обойдется дешевле, чем адаптация уже построенных квартир, да и пожилым горожанам будет удобнее в них проживать.
— 18 тысяч столичных ветеранов ВОВ уже обеспечены системой «тревожная кнопка». Планируется ли дальнейшее распространение услуги для других категорий?
— В апреле мы совместно с Агентством стратегических инициатив начинаем новый пилотный проект. На базе ЦСО «Таганский» мы собираемся начать внедрение «тревожных браслетов». Устройство, которое пока получат 100 человек, выглядит, как часы. Сигнал от него отображается на электронной карте, так что легко можно определить, куда направлять экстренные службы в случае ЧП, это своего рода «социальный ГЛОНАСС». Для льготных категорий граждан «тревожные браслеты» будут выдаваться бесплатно, остальные москвичи, скорее всего, смогут пробрести их по определенным тарифам.
— Появится ли что-то новое в организации досуга пенсионеров?
— В Москве действует около 900 кружков, но в последнее время мы стали уходить от такой формы организации досуга. При центрах социального обслуживания стали открывать разные салоны: музыкальные, литературные, танцевальные, последние, кстати, наиболее востребованы. В ближайшее время танцевальные площадки должны появиться, как минимум, в каждом округе.
Подавляющее большинство пожилых людей приходят в ЦСО за общением. Поэтому мы решили поддержать идею создания сети кафе для пенсионеров, предполагается, что они будут оформлены в ретро-стиле, со специальным меню, где бабушки и дедушки могли бы общаться за чашкой чая между собой или встречаться с «занятыми» внуками. Думаю, эту идею стоит обсудить с департаментом торговли и услуг.
— Какие меры поддержки бездомных граждан планируются департаментом?
— В 2011 году через центры социальной адаптации прошли 6,1 тысяч человек. В наших учреждениях всегда есть свободные места, мы принимаем всех, не требуя никаких документов, необходимо только соблюдать правила внутреннего распорядка и не употреблять алкоголь.
Однако контингент сложный, чаще всего бездомных устраивает тот образ жизни, который они ведут, поэтому мы подготовили законопроект «Об ограничении бродяжничества, социальной поддержке бездомных граждан и ресоциализации лиц, занимающихся бродяжничеством». В документе предлагается ввести обязательную регистрацию бездомных граждан по месту пребывания, обязательный медицинский осмотр и ряд административных мер, которые позволят создать более эффективную систему ограничения бродяжничества и бездомности, все это положительным образом будет влиять на оздоровление общества в целом.