20 марта 2019 года
Для чего нужна ранняя профориентация подростков с инвалидностью? Что может помочь им осознанно выбрать профессию? Научно-практический центр медико-социальной реабилитации инвалидов имени Л.И. Швецовой представил новый социальный проект — творческие мастер-классы по профориентации. О том, как дети с ограниченными возможностями здоровья могут найти призвание и реализовать свои способности, гоаорили на круглом столе «Социокультурная инклюзия и ранняя профориентация подростков с инвалидностью» в пресс-центре МИА «Россия сегодня». Гости мероприятия рассказали об успешных проектах, которые существуют в сфере интеграции в социум людей с инвалидностью.
Специальность мастера-кукольника была выбрана как стартовая для начала реализации проекта
В течение нескольких месяцев дети с инвалидностью — подопечные реабилитационных и коррекционных школ Москвы — посещали мастер-классы по шитью театральных кукол. Знакомство с профессией проходило в игровой форме. Это помогало ребятам с легкостью освоить азы ремесла.
Также дети ездили на познавательные экскурсии в различные театры. Они с удовольствием узнавали, как работают кукольник, бутафор, режиссер и актеры.
Постепенно творческие занятия переросли в нечто большее, ведь многие ребята заинтересовались театральными профессиями. Так сформировался целый проект, в котором выделено несколько этапов.
Первый — знакомство подростка с профессией, участие в мастер-классах. Приобретение навыков шитья, вышивания или вязания.
Второй этап — это работа сотрудников Театрального художественно-технического колледжа с подростками-инвалидами, поступающими в учреждение на обучение.
Третий этап — трудоустройство или продолжение обучения в специализированном вузе.
Количество и тематика мастер-классов постепенно увеличатся. По словам директора Научно-практического центра имени Л.И. Швецовой Светланы Воловец, дети смогут познакомиться и с другими профессиями, например, парикмахера, специалиста по маникюру, дизайнера, осветителя — то есть с теми специальностями, которые и через десять лет не вытеснятся искусственным интеллектом.
Первые профориентационные мастер-классы прошли в рамках подготовки театрального фестиваля «Магия добра»
Все мероприятия по знакомству с театральными профессиями проходили в преддверии фестиваля «Магия добра», главным организатором которого также выступает Научно-практический центр имени Л.И. Швецовой.
«В нашем центре на протяжении 10 лет в День театра обязательно проходят театрализованные представления. В этом году мы решили, что это будет кукольный спектакль и разные мастер-классы в рамках фестиваля „Магия добра“. В нем примут участие не только дети, которые проходят реабилитацию в нашем центре, но и все, кто находится в реабилитационных центрах Департамента труда и социальной защиты населения Москвы», — рассказала Светлана Воловец.
Еще она сообщила, что за 15 лет работы Научно-практического центра высокотехнологичную реабилитационную помощь получили порядка 30 тысяч детей и подростков с инвалидностью.
«За последние 5–7 лет жизнь людей с инвалидностью качественно изменилась. Благодаря реализации программы „Доступная среда“ наши пациенты совершенно спокойно участвуют практически во всех спортивных и культурных мероприятиях: посещают выставки, фестивали, соревнования», — добавила Светлана Воловец.
Круглый стол объединил специалистов из разных сфер: общественных деятелей, правозащитников, руководителей театров и галерей, телеведущих, экспертов по трудоустройству. Они присоединились к обсуждению темы социальной инклюзии и поделились своим опытом. Высказали мнение, что в современном обществе выстроить инклюзивную среду можно только одним способом — услышать друг друга и объединиться.
У всех детей есть талант
Только через создание таких профориентационных проектов подростки с ограниченными возможностями здоровья смогут без проблем контактировать с другими детьми, ведь творчество объединяет. Это формирует платформу для взаимного уважения и толерантности, уверена уполномоченный по правам человека в городе Москве Татьяна Потяева.
«Сегодня принципы инклюзивного общества прочно входят в нашу жизнь. То же самое с доступной средой: она и для пожилого человека, и для мам с коляской, и для человека с инвалидностью. Создание безбарьерного пространства в нашем городе — это уже инклюзия. Что касается образования, то сегодня 316 образовательных организаций столицы реализуют программу инклюзивного обучения. Для каждого ребенка создается индивидуальная траектория движения в процессе постижения знаний. Когда в одном классе учатся и ребенок-инвалид, и здоровые дети, это способствует формированию в коллективе толерантности, добросердечия и желания помочь друг другу», — прокомментировала Татьяна Потяева.
О том, что творческие мастер-классы помогают пробудить интерес к ремеслу, рассказала Елена Егорова, заместитель генерального директора галереи Анастасии Чижовой.
«Наша галерея много лет работает с детьми-инвалидами. Это непросто и одновременно интересно, потому что такие дети очень необычно реагируют на экспозицию. У нас выставляются образцы разных кукол — это исторические персонажи, знаменитые полководцы, прекрасные императрицы. Для детей с инвалидностью эти образы зачастую являются внутренним образцом, на который они ориентируются. Мы также проводим творческие мастер-классы. Нередко на таких занятиях и просыпается интерес к искусству, к ручному труду. А кукол, сделанных своими руками, они часто наделяют личными качествами».
При создании реабилитационных программ, в том числе по профориентации, очень важно учитывать предрасположенность детей с ограниченными возможностями здоровья к нестандартному мышлению. Об этом рассказала Ирина Несивкина, ведущий специалист по психосоматической медицине, генеральный директор Центра позитивных технологий UNITY.
«В последние годы наше общество стремится к объединению здоровых людей и тех, у кого есть ограничения по здоровью. Это формирование так называемой инновационно-интеграционной среды. Ведь люди с инвалидностью, попадая в обычную среду, лучше проявляют свои творческие задатки, таланты. Порой это гениальные люди. Ведь мозг человека так устроен, что если есть какие-либо ограничения, то он начинает компенсировать их за счет других функций. Это более чувствительные, тонкие и креативные люди. Находясь в одной среде, мы благоприятно действуем друг на друга. Начинается взаимоактивация», — считает Ирина Несивкина.
Телеведущая Светлана Зейналова растит 10-летнюю дочку с аутизмом. Известная мама как никто понимает, как важно разглядеть в своем ребенке талант и привить ему любовь к творчеству.
«С появлением малыша на свет рождается творческое зерно, независимо от того, обычный он или особенный. Просто не всегда его могут разглядеть родители или педагоги, которые с ним занимаются. Нужно увидеть его маленький талант и поместить его в те условия, где он может спокойно, безбоязненно и совершенно открыто раскрыть свой потенциал. И, конечно же, заинтересовать его. Обычный ребенок более устойчив к неудачам: поплакал и занялся чем-то другим. Особенным детям сложнее. Им один раз отказали — и им уже сложнее находить себя в занятии. Поэтому очень важны поддержка и помощь», — рассказала Светлана Зейналова.
«Увидеть» спектакль с закрытыми глазами
В столице создаются условия не только для обучения и развития горожан с инвалидностью. Также развиваются новые услуги в сфере культуры.
Вот уже четыре года в Московском губернском театре посмотреть театральную постановку могут не только обычные зрители, но и незрячие люди. Это возможно благодаря тифлокомментированию.
«Тифлокомментатор помогает незрячим зрителям „увидеть“, что происходит на сцене. Он рассказывает лаконично, но при этом подробно описывая предметы, действия и эмоции героев. Удивительно наблюдать за эмоциями людей, которые впервые „увидели“ спектакль. Они часто плачут, радуются и благодарят за такую возможность», — рассказала Лариса Вильясте, художественный руководитель Московского губернского театра.
Скоро появится сопровождаемое трудоустройство
О расширении спектра услуг по поиску работы для москвичей рассказала директор Центра занятости молодежи Ирина Швец. Она отметила, что сейчас центр будет разрабатывать специальные программы по трудоустройству прежде всего соискателей, наиболее уязвимых на рынке труда: пенсионного и предпенсионного возраста, молодежи, женщин с маленькими детьми и людей с инвалидностью.
«Магия добра существует благодаря совместным усилиям. Вместе мы сможем изменить культуру отношения к людям с инвалидностью. Сейчас мы разрабатываем специальные программы для них. В рамках проекта „Доступная работа“ появится сопровождаемое трудоустройство. Мы уже сейчас проводим встречи с некоммерческим сектором и работодателями. В процессе обсуждения с коллегами мы приходим к пониманию, что в одиночку сложно решить вопросы трудоустройства людей с инвалидностью. Поэтому мы объединяем наши усилия. Мы открыты к сотрудничеству, готовы поддержать проект по профориентации подростков», — прокомментировала Ирина Швец.
Театральный фестиваль «Магия добра» пройдет 21 марта, в преддверии Всемирного дня театра, в Центре имени Людмилы Рюминой. Праздничное мероприятие — продолжение традиционного театрального фестиваля «АРТ Сфера». На протяжении многих лет его организовывал Научно-практический центр медико-социальной реабилитации инвалидов имени Швецовой. Цель «Магии добра» — формирование в обществе толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Кульминацией праздника станет Парад кукол, когда на большой сцене сойдутся мастера, юные таланты и сами куклы, превратившиеся в актеров. Также в программе будет выставка кукол, которую представит Галерея Анастасии Чижовой.
Читайте о кукольном мастер-классе в Научно-практическом центре медико-социальной реабилитации инвалидов имени Швецовой.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы