18 июля 2025 года

Некоторые специалисты могут терять профессиональную репутацию из-за вредных привычек, которые кажутся безобидными. Эксперт центра «Профессии будущего» Святослав Семеренко выделил пять незаметных причин, медленно разрушающих карьеру.
Постоянные оправдания — главная привычка, которая, по мнению эксперта, может стать препятствием к развитию в рамках одной организации.
«Фразы „не успел из-за нагрузки“ или „это не моя зона ответственности“ формируют образ ненадежного сотрудника, который ищет оправдания своему непрофессионализму или прокрастинации. Работодатели ценят тех, кто ищет решения, а не причины», — пояснил карьерный эксперт.
Святослав Семеренко добавил, что боязнь высказать свое мнение, неуверенность в себе и необоснованная скромность также могут помешать профессиональному росту. Молчаливое согласие снижает влияние в команде и создает образ пассивного игрока. У тех специалистов, которые аргументированно предлагают идеи, даже если они противоречат мнению начальства, намного больше шансов показать себя достойным сотрудником, чем у тех, кто безынициативно соглашается со всеми решениями.
Еще одно неочевидное препятствие к успеху на работе — нежелание учиться. Эксперт сообщил, что отказ осваивать новые технологии или пренебрежение гибкими навыками — верный путь к профессиональному выгоранию. Такие фразы, как «я и так это знаю» или, например, «мне это не пригодится» могут показать неуместную уверенность в себе или отсутствие стремления к саморазвитию.
Четвертая привычка, которую выделил Святослав Семеренко, это токсичное общение. По его мнению, сплетни, пассивная агрессия, обесценивание чужих усилий или вечное недовольство отталкивают коллег и закрывают путь к росту в организации.
«Принимая решение о повышении зарплаты или должности, большинство руководителей избегают внимания в сторону конфликтных сотрудников. Такие специалисты могут не только привнести негатив в коллектив, но и разрушить налаженные процессы в команде и рабочих задачах», — отметил он.
Завершающий негативный аспект в поведении сотрудника, о котором рассказал эксперт, это хроническая небрежность. Опечатки в отчетах, задержки дедлайнов «на 5 минут», неаккуратные презентации, даже регулярные опоздания — все это создает впечатление непрофессионализма, безответственности и халатного отношения к работе.
Однако Семеренко дал несколько советов, которые помогут исправить положение и наладить свою репутацию в коллективе.
Первый из них — раз в три месяца анализировать свои слабые места и работать над ними, чтобы усилить квалификацию и прокачать гибкие навыки.
Просить коллег о честной обратной связи — еще один лайфхак, который поможет посмотреть на свою работу со стороны и определить зоны как для профессионального, так и для личностного роста.
Держать себя в рабочем тонусе поможет также освоение хотя бы одного навыка раз в полгода. Например, можно научиться эффективно и грамотно работать с нейросетями и искусственным интеллектом или пройти курс по ораторскому искусству и коммуникациям. Благодаря такому способу сотрудник зарекомендует себя в глазах работодателя как упорного человека, который стремится к непрерывному развитию.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы