Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

В поисках призвания. Как устроена программа профориентации для школьников в центре «Профессии будущего»

28 марта 2025 года

В поисках призвания. Как устроена программа профориентации для школьников в центре «Профессии будущего»

Почему молодежь сегодня все чаще интересуется отечественной промышленностью, как карьерные наставники помогают совместить интересы и способности при выборе профессии, что представляют собой современные колледжи и как VR-технологии меняют систему профориентации — в нашем материале.

Совершить путешествие по миру отечественной промышленности в формате 5D, пройти профориентационное тестирование, попробовать себя в роли машиниста или медика на VR-тренажере — в центре «Профессии будущего» помогают найти любимое дело и начать путь к успешной карьере. Кроме того, он стал флагманской площадкой уникальной программы комплексной профориентации для девятиклассников, запущенной в конце 2023 года. В ней приняли участие уже более 100 тысяч учеников.

«Центр „Профессии будущего“ — уникальное пространство для тех, кто хочет реализовать себя в карьере. Для жителей здесь доступны учебные программы по 75 востребованным специальностям, на освоение новой профессии уйдет всего 3,5 месяца. Также в центре можно составить резюме и подобрать вакансию. Одна из ключевых наших задач — помочь школьникам определиться с будущей профессией», — рассказал директор службы занятости населения Москвы и центра «Профессии будущего» Андрей Тарасов.

Андрей Тарасов

Корреспондент mos.ru прогулялся по центру вместе с группой девятиклассников и испытал цифровые сервисы. Как ребят знакомят с высокотехнологичными предприятиями России, может ли консультант отличить истинный интерес к профессии от навязанных стереотипов, какие возможности открывают московские колледжи и какова роль родителей в раскрытии талантов ребенка — в нашем репортаже.

Иммерсивное путешествие по промышленной России

Центр «Профессии будущего» расположен по адресу: улица Щепкина, дом 38, строение 1. Яркое здание сразу привлекает внимание: на медиапанели высвечивается фраза «Ваше мастерство начинается здесь». Серо-оранжевый фасад покрывают надписи «Золотые руки», «Мастер», «Успех».

Фото О. Сосницкого. Mos.ru

Внутри уже собрались девятиклассники, мы будем вместе с ними проходить профориентацию. Отправляемся в первый в России профориентационный 5D-кинотеатр. Посередине зала тянется длинная платформа, по обе ее стороны — экраны во всю стену. Специалист объявляет, что фильм посвящен отечественной промышленности и может помочь в выборе профессии. Мы беремся за поручни платформы, и путешествие начинается.

По сюжету конструктор знакомит студента с продукцией инновационных производств. Он говорит: «Представь, что экономика страны — это живой организм. Промышленность будет сердцем этого организма, она снабжает тело энергией». Мы парим над электробусами и мчащимися по Московским центральным диаметрам «Иволгами», оказываемся в пшеничном поле, где машины собирают урожай. Платформа под нами двигается, дополняя эффект полета. На экранах появляется карьер, в котором бульдозеры и самосвалы добывают песок и железную руду, затем — строящиеся на верфи корабли. Переносимся на реку к круизному лайнеру и скоростным судам, после чего ныряем под воду к «Витязю-Д» — беспилотному аппарату для глубоководных исследований. Это первый в мире полностью автономный подводный комплекс, погрузившийся на дно Марианской впадины. В Арктике ледоколы пробивают лед толщиной до 2,8 метра. Покинув атмосферу, мы подлетаем к орбитальной станции, и космонавт машет нам рукой.

Фото О. Сосницкого. Mos.ru

Главное — совместить интересы и способности

После киносеанса поднимаемся на второй этаж. «Самая могущественная сила на земле — это сила человеческого потенциала», — гласит надпись на стене. Ступени «перечисляют» популярные специальности: робототехник, программист, дизайнер, повар.

Следующий этап профориентации для девятиклассников — компьютерное тестирование. Они проходят в зал и садятся за ноутбуки. Прежде чем ребята погрузятся в тест, консультант делится с ними секретом выбора дела жизни: главное — совместить свои интересы и способности.

«Тест — отправная точка в профориентации. Он включает около 100 вопросов. По его итогам ребята получают личный профиль, в котором перечислены подходящие им сферы. Даже если ученик определился с профессией, тест будет полезен: он позволит убедиться, что интересы совпадают со способностями. Например, ребенок мечтает стать врачом. Если тест покажет, что он усидчив, склонен поглощать много информации (медики учатся всю жизнь) и готов работать руками (без тех или иных манипуляций не обходится ни один доктор), значит, в медицине он в самом деле будет развиваться с удовольствием. Помимо здравоохранения, у молодых людей востребованы сферы транспорта, строительства, торговли. Все чаще у ребят проявляется интерес к промышленности, так как она ассоциируется с высокими технологиями и современным оборудованием», — поделился профориентолог центра «Профессии будущего» Алексей Туманов.

Алексей Туманов. Фото О. Сосницкого. Mos.ru

Затем — консультация карьерного наставника. Сотрудники расшифровывают результаты теста и проверяют, нет ли несоответствия между стремлениями и желаниями подростка.

«Ложная цель иногда возникает из-за непонимания нюансов специальности. Известно, что в банковской сфере высокие зарплаты, но эти зарплаты сопряжены с эмоциональными вложениями и трудом. Если человек попадает в банк, это не значит, что его ждет там успех. Выбор, конечно, остается за ребенком. Мы лишь предоставим ему альтернативу, поясним, где бы он еще мог реализовать себя. Бывает, что даже тест не приблизил школьника к ответу на вопрос, кем он хочет стать. Тогда мы разбираем его увлечения, предлагаем вспомнить, с какими занятиями у него связаны теплые воспоминания. Я сам долго искал себя, теперь помогаю другим раскрыть потенциал. Люблю свою работу за то, что могу изменить окружающий мир к лучшему», — признался Алексей Туманов.

Фото О. Сосницкого. Mos.ru

Колледж как трамплин в профессию

Карьерный наставник подскажет, какие возможности открывают современные московские колледжи и какую роль они могут сыграть в карьере. Представители учреждений среднего профессионального образования консультируют в соседнем зале, и многие школьники обращаются к ним за выстраиванием траектории дальнейшего обучения.

«Колледжи столицы располагают современными лабораториями и квалифицированными педагогами. Благодаря им можно быстрее начать погружение в любимое дело, стать востребованным на рынке труда. С девятиклассниками беседуют студенты колледжей — по сути, их сверстники, прошедшие на пару ступеней выше. Они сами идут по тому пути, который предлагают школьникам. Представители рассказывают о колледжах разных направлений: образования и социальной сферы, медицины, промышленности, строительства, транспорта, креативных индустрий, торговли и финансов, гостеприимства», — уточнил Алексей Туманов.

Фото О. Сосницкого. Mos.ru

Девятиклассник Максим Беляков из школы № 547 с детства любил собирать конструкторы. Его выбор — авиационная инженерия.

«В центр „Профессии будущего“ я пришел с энтузиазмом: хотел разобраться, где продолжить учебу. Консультант подтвердил, что по результатам теста у меня есть способности к инженерии. Он порекомендовал несколько вариантов, я остановился на политехническом колледже имени Н.Н. Годовикова», — рассказал он.

Максим Беляков. Фото О. Сосницкого. Mos.ru

Учащаяся девятого класса школы № 1793 Любовь Тонких в центре выделила для себя перспективные сферы: креативные индустрии и гостиничное дело.

«Профориентолог объяснил, какие специальности я могу рассмотреть, какие навыки и знания от меня потребуются. Например, в креативных индустриях нелишними будут художественные способности. Посоветовал примерять профессии, чтобы определиться. Попробовать себя в качестве полиграфиста или редактора можно в том числе на мастер-классах, которые проводят на днях открытых дверей в колледжах», — добавила Любовь Тонких.

Любовь Тонких. Фото О. Сосницкого. Mos.ru

Погружение в профессию на VR-тренажере

В VR-зоне центра можно примерить некоторые профессии: сварщика, токаря, машиниста электропоезда, медсестры. Корреспондент mos.ru выбирает последнюю, надевает очки виртуальной реальности и переносится в больницу. Управляя джойстиками, оказывает первую помощь пациенту без сознания: проверяет дыхание, проводит сердечно-легочную реанимацию, прикладывает мешок Амбу для искусственной вентиляции легких.

«Технологии виртуальной реальности меняют систему профориентации, они помещают человека в рабочую среду, где он выполняет те или иные задания. Это зрелищный эксперимент, в ходе которого посетитель решает, хочет ли он связать жизнь с этой профессией», — отметил карьерный наставник центра «Профессии будущего» Артемий Курапов.

Артемий Курапов. Фото О. Сосницкого. Mos.ru

Разнообразный практический опыт — ключ к поиску себя, уверяет Алексей Туманов. И родители могут помочь ребенку получить его.

«Стоит вовлекать детей в разные занятия: попросить забить гвоздь, сварить суп, нарисовать картину. Кроме того, в Москве открыто множество кружков и секций, где ребята могут раскрыть талант и сделать профессиональную пробу. Здорово, когда родители занимают активную позицию в развитии своего ребенка. Тогда он понимает, чего хочет, и целенаправленно идет к цели», — заключил профориентолог.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Семьи с детьми

Категория граждан:Семьи с детьми, Подростки

Новости по теме