Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

От завязывания шнурков — к успешной взрослой жизни: как научить ребенка самостоятельности

24 февраля 2025 года

От завязывания шнурков — к успешной взрослой жизни: как научить ребенка самостоятельности

Каждый родитель стремится к тому, чтобы его ребенок вырос уверенным, независимым и способным принимать осознанные решения. Психолог Центра содействия семейному воспитанию «Центральный» Департамента труда и социальной защиты населения Москвы Ирина Петрова рассказала, с какого возраста и как начинать формировать детскую самостоятельность.

Для чего ребенку самостоятельность

Самостоятельность включает в себя не только умение действовать без посторонней помощи, но и способность осознанно принимать решения и нести ответственность за свои поступки.

«Самостоятельные дети становятся более уверенными, легче справляются с трудностями и учатся делать выбор — от игрушки в детском саду до более серьезных вопросов в подростковом возрасте. Кроме того, они лучше адаптируются в любых новых условиях», — рассказала Ирина Петрова.

Как формируется самостоятельность

Формирование самостоятельности  это непрерывный процесс, который начинается в раннем детстве. Родители играют ключевую роль в том, как ребенок будет осваивать навык принятия решений и ответственности. Поэтому важно соблюдать баланс между поддержкой и свободой.

«Помогайте ребенку развивать самостоятельность. Предоставляйте ему возможность принимать решения. Определите его зону ответственности и постепенно расширяйте ее в зависимости от возраста», — посоветовала специалист.

Для дошкольников актуально развитие базовых навыков: умение есть, одеваться, убирать игрушки. В этом возрасте дети могут принимать простые решения, например, выбрать цвет футболки для детского сада или игрушку для прогулки. У школьников появляется больше возможностей для решений: занятия, хобби, дружба, участие в семейных делах. Ответственности становится тоже больше, особенно в учебе и выполнении домашних заданий. Подростки, освоившие навыки самостоятельности, уже способны управлять свободным временем, карманными деньгами, формировать круг общения.

«Каждый возрастной этап важен для формирования независимости. Сбой в процессе может привести к проблемам. Например, чрезмерный контроль родителей в дошкольном возрасте может сделать ребенка неуверенным в себе подростком, который легко может попасть в зависимость от чужого мнения», — объяснила Ирина Петрова.

Гиперопека — враг самостоятельности

Одна из причин проблем с самостоятельностью у детей — это гиперопека родителей. Особенно это актуально для семей, где растут дети с особенностями здоровья и больше нуждаются во внимании взрослых, или для приемных семей, где родители стремятся окружить ребенка заботой, желая компенсировать ему травмирующий опыт прошлого. К психологу «Центрального» Ирине Петровой обратились супруги Анна и Александр, воспитывающие 5-летнего Вову. Они заметили, что мальчик слишком зависим от них: не хотел сам одеваться, просил помощи в самых простых бытовых делах, избегал игр со сверстниками, стремился проводить все время с мамой или папой.

«Во время беседы Анна и Александр признались, что взяв два года назад Вову в семью, они старались оберегать его от любых дел. Теперь, когда они решили приучить его к самостоятельности, то столкнулись с трудностями», — рассказала Ирина Петрова.

Чтобы помочь Вове развить самостоятельность, специалист предложила родителям постепенно отказывать ему в помощи в простых задачах. Анна и Александр получили рекомендации, как организовать дела, в которых мальчик мог бы действовать самостоятельно. Теперь каждый вечер Вова выбирал одежду на следующий день. Утром ребенок самостоятельно одевался, а родители поддерживали его и хвалили за успехи. Постепенно мальчик стал уверенней справляться с повседневными задачами, улучшились взаимоотношения со сверстниками.

«Начинать обучать самостоятельности нужно с самого раннего детства, с простых вещей. Если ваш ребенок хочет помочь вам на кухне, создайте безопасное пространство, дайте ему посильное задание, похвалите за помощь. Так он будет участником процесса, почувствует свою значимость», — добавила Юлия Кряжевских, психолог благотворительного фонда «ЦУМ-детям».

Если на каком-то этапе у вас возникают сложности с самостоятельностью ребенка, приемным родителям готовы помочь специалисты служб сопровождения замещающих семей, а всем остальным московским семьям доступна поддержка специалистов столичных семейных центров.

Формируем самостоятельность у дошкольников

  1. Сочетайте поддержку и свободу. Позволяйте ребенку выбирать из доступных вариантов: яблоко или груша, самокат или велосипед.
  2. Предоставляйте возможности для принятия решений. Делегируйте ребенку несложные задачи, например, выбор одежды или планирование маршрута прогулки.
  3. Определите зону ответственности. Укажите, за что ребенок отвечает сам: уборка игрушек, подготовка портфеля.
  4. Поддерживайте, но не контролируйте. Наблюдайте за выполнением задач, позволяя учиться на собственных ошибках. Похвалите за успехи, даже незначительные.
  5. Примите ошибки как часть процесса. Научите ребенка воспринимать неудачи как возможность для роста и анализа.

На заметку

Узнать больше о жизни столичных центров содействия семейному воспитанию вы можете на портале «Моя новая семья». Полезную информацию для себя там найдут будущие и состоявшиеся приемные родители, выпускники ЦССВ и приемных семей, а также все, кто интересуется темой помощи детям, оставшимся без родительского попечения.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Семьи с детьми

Категория граждан:Семьи с детьми

Новости по теме