24 февраля 2025 года

Каждый родитель стремится к тому, чтобы его ребенок вырос уверенным, независимым и способным принимать осознанные решения. Психолог Центра содействия семейному воспитанию «Центральный» Департамента труда и социальной защиты населения Москвы Ирина Петрова рассказала, с какого возраста и как начинать формировать детскую самостоятельность.
Для чего ребенку самостоятельность
Самостоятельность включает в себя не только умение действовать без посторонней помощи, но и способность осознанно принимать решения и нести ответственность за свои поступки.
«Самостоятельные дети становятся более уверенными, легче справляются с трудностями и учатся делать выбор — от игрушки в детском саду до более серьезных вопросов в подростковом возрасте. Кроме того, они лучше адаптируются в любых новых условиях», — рассказала Ирина Петрова.
Как формируется самостоятельность
Формирование самостоятельности — это непрерывный процесс, который начинается в раннем детстве. Родители играют ключевую роль в том, как ребенок будет осваивать навык принятия решений и ответственности. Поэтому важно соблюдать баланс между поддержкой и свободой.
«Помогайте ребенку развивать самостоятельность. Предоставляйте ему возможность принимать решения. Определите его зону ответственности и постепенно расширяйте ее в зависимости от возраста», — посоветовала специалист.
Для дошкольников актуально развитие базовых навыков: умение есть, одеваться, убирать игрушки. В этом возрасте дети могут принимать простые решения, например, выбрать цвет футболки для детского сада или игрушку для прогулки. У школьников появляется больше возможностей для решений: занятия, хобби, дружба, участие в семейных делах. Ответственности становится тоже больше, особенно в учебе и выполнении домашних заданий. Подростки, освоившие навыки самостоятельности, уже способны управлять свободным временем, карманными деньгами, формировать круг общения.
«Каждый возрастной этап важен для формирования независимости. Сбой в процессе может привести к проблемам. Например, чрезмерный контроль родителей в дошкольном возрасте может сделать ребенка неуверенным в себе подростком, который легко может попасть в зависимость от чужого мнения», — объяснила Ирина Петрова.
Гиперопека — враг самостоятельности
Одна из причин проблем с самостоятельностью у детей — это гиперопека родителей. Особенно это актуально для семей, где растут дети с особенностями здоровья и больше нуждаются во внимании взрослых, или для приемных семей, где родители стремятся окружить ребенка заботой, желая компенсировать ему травмирующий опыт прошлого. К психологу «Центрального» Ирине Петровой обратились супруги Анна и Александр, воспитывающие 5-летнего Вову. Они заметили, что мальчик слишком зависим от них: не хотел сам одеваться, просил помощи в самых простых бытовых делах, избегал игр со сверстниками, стремился проводить все время с мамой или папой.
«Во время беседы Анна и Александр признались, что взяв два года назад Вову в семью, они старались оберегать его от любых дел. Теперь, когда они решили приучить его к самостоятельности, то столкнулись с трудностями», — рассказала Ирина Петрова.
Чтобы помочь Вове развить самостоятельность, специалист предложила родителям постепенно отказывать ему в помощи в простых задачах. Анна и Александр получили рекомендации, как организовать дела, в которых мальчик мог бы действовать самостоятельно. Теперь каждый вечер Вова выбирал одежду на следующий день. Утром ребенок самостоятельно одевался, а родители поддерживали его и хвалили за успехи. Постепенно мальчик стал уверенней справляться с повседневными задачами, улучшились взаимоотношения со сверстниками.
«Начинать обучать самостоятельности нужно с самого раннего детства, с простых вещей. Если ваш ребенок хочет помочь вам на кухне, создайте безопасное пространство, дайте ему посильное задание, похвалите за помощь. Так он будет участником процесса, почувствует свою значимость», — добавила Юлия Кряжевских, психолог благотворительного фонда «ЦУМ-детям».
Если на каком-то этапе у вас возникают сложности с самостоятельностью ребенка, приемным родителям готовы помочь специалисты служб сопровождения замещающих семей, а всем остальным московским семьям доступна поддержка специалистов столичных семейных центров.
Формируем самостоятельность у дошкольников
- Сочетайте поддержку и свободу. Позволяйте ребенку выбирать из доступных вариантов: яблоко или груша, самокат или велосипед.
- Предоставляйте возможности для принятия решений. Делегируйте ребенку несложные задачи, например, выбор одежды или планирование маршрута прогулки.
- Определите зону ответственности. Укажите, за что ребенок отвечает сам: уборка игрушек, подготовка портфеля.
- Поддерживайте, но не контролируйте. Наблюдайте за выполнением задач, позволяя учиться на собственных ошибках. Похвалите за успехи, даже незначительные.
- Примите ошибки как часть процесса. Научите ребенка воспринимать неудачи как возможность для роста и анализа.
На заметку
Узнать больше о жизни столичных центров содействия семейному воспитанию вы можете на портале «Моя новая семья». Полезную информацию для себя там найдут будущие и состоявшиеся приемные родители, выпускники ЦССВ и приемных семей, а также все, кто интересуется темой помощи детям, оставшимся без родительского попечения.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы