Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Инновационные решения: роботы в образовании и реабилитации

21 января 2025 года

Инновационные решения: роботы в образовании и реабилитации

Ещё несколько десятилетий назад люди и представить не могли, как изменится их жизнь с появлением роботов: роботы-пылесосы помогают поддерживать чистоту в доме, социальные роботы встречают гостей, например, на выставках и помогают в получении информации, промышленные роботы эффективны на предприятиях различных отраслей, их роль значительна и в медицине. Ежедневно появляются новые разработки, которые не только удивляют, но и делают жизнь людей проще. Роботы также становятся незаменимыми помощниками в образовании и реабилитации. Особенно большая и разнообразная «семья» роботов «живёт» в Центре реабилитации и образования № 7 Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.

Танцуют все

Так на входе в учебный корпус гостей встречает электронный пёс Робик, который приветливо виляет хвостом и встает на задние лапы. Робот-собака управляется с помощью пульта, а разнообразие его движений помогает развивать моторику.

Робик активно используется в арт-терапии: дети с удовольствием повторяют за ним движения, например, танцуют вместе с электронным питомцем. Умная машина способна следовать за человеком, реагировать на прикосновения, прыгать и приседать. Робик не только играет и гуляет с детьми, но и служит проводником для тех, кто ограничен в движении. Старшие ребята учатся управлять Робиком, осваивают основы программирования и пишут коды.

«Робот-собака — полноправный участник проектных мастерских. Мы стараемся вовлечь учеников в исследовательскую, созидательную деятельность. Например, третьеклассники придумали использовать Робика в качестве доставщика почты в нашем центре», — отметил учитель информатики Центра реабилитации и образования № 7 Александр Лапсаков.

Управляем силой мысли

Ещё один представитель робобудущего — робот Акакий, который обеспечивает прямую связь между человеческим мозгом и внешними устройствами. Чтобы Акакий совершил опредёленное действие, человек, который им управляет, должен чётко формулировать свои мысли. На голове ребёнка располагаются электроды, которые отправляют сигналы на специальное программное обеспечение. Сигналы, генерируемые нейронами в мозге, преобразуются в конкретные цифровые команды. Использование метода концентрации внимания открывает большие возможности в реабилитации.

«Чёткое формулирование мысли закрепляет у ребёнка паттерн: если я на чём-то сосредоточусь, то увижу результат. Это помогает упорядочить и ясно представить информацию, снижает когнитивную нагрузку, что особенно важно для детей с особенностями здоровья. Ребята лучше запоминают информацию, когда она представлена в структурированном виде. Это касается как обучения, так и реабилитации, когда ребеёнок должен усвоить новые навыки или методы для восстановления. Ещё один важный образовательный аспект в том, что процесс требует мощных алгоритмов машинного обучения, которые старшеклассники осваивают на уроках программирования», — пояснил учитель.

Учимся играя

Робот-собака Элька особой популярностью пользуется у младшеклассников. Она включает в себя как развлекательный компонент — бегает, лает, играет, так и помогает в образовании: старшеклассники учатся программированию, а ребята помладше — ориентироваться в пространстве.

«Например, у детей с ДЦП часто наблюдаются проблемы с координацией движения, они периодически путают право-лево. Эффективным способом развития навыков ориентировки являются игровые формы обучения. Элька тут несомненный помощник. Например, ребёнок пальцем рисует маршрут, и собака по нему идёт. Игра вызывает интерес и желание участвовать, а безопасная среда позволяет детям экспериментировать и пробовать новые движения», — рассказал Александр Лапсаков.

Необычный собеседник

Недавно в центре появился новый, самый высокий электронный житель центра, который управляется голосом, — робот Маша. Дружелюбная «девушка» высотой с человеческий рост рассказывает вновь прибывшим детям и родителям про центр, отвечает на вопросы, поможет сориентироваться и даже сделает комплимент. Маша узнаёт того, кто к ней подошёл пообщаться и приветствует по имени. Незнакомцу она скажет, что не знает его и попросит представиться. Социального робота можно обучить новым словам и действиям, прописав данные в программе управления.

Робобудущее только начинается — электронные машины постепенно становятся неотъемлемой частью жизни, в том числе и для образования и реабилитации детей с особыми потребностями. Благодаря технологиям они получают уникальную возможность развиваться интеллектуально и физически, а также раскрывать свой потенциал.

В Москве для детей с особенностями здоровья работает восемь реабилитационно-образовательных центров Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Подробную информацию об учреждениях можно узнать на официальном сайте.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Новости по теме