14 июня 2024 года
Просмотр мультфильмов, пожалуй, одно из самых популярных занятий в свободное время у детей, которое не только развлекает, но и развивает воображение, учит дружить и познавать окружающий мир. Как правильно организовать семейный просмотр и на что обратить внимание при выборе мультфильма, рассказывают специалисты столичной соцзащиты.
Современная анимация предлагает огромный выбор мультфильмов для семейного просмотра. Как отмечает кандидат психологических наук, доцент Института дополнительного профессионального образования Юлия Ковалева, при всем разнообразии предложений родителям важно отдавать предпочтение мультфильмам с качественным изображением.
«Художественный вкус человека начинает складываться в раннем возрасте, поэтому так важно подбирать для ребенка хорошо прорисованные, красочные, красивые мультфильмы, которые сформируют правильные эстетическое представление о мире, о прекрасном и, наоборот, о безобразном», — рассказала Юлия Ковалева.
Мультфильмы, по мнению эксперта, не только призваны развлекать, но и обладают важным образовательным и воспитательным значением. Благодаря правильно подобранным сюжетам дети могут познакомиться с увлекательными фактами об окружающем мире, учат заботиться о слабых, помогать близким и ценить дружбу.
Совместные проекты столичного Департамента труда и соцзащиты и киностудии «Союзмультфильм» помогают москвичам разных возрастов погрузиться в мир мультипликации: на киностудии появился курс для участников «Московского долголетия», ребята из проекта «Давай ДруЖИТЬ!» пробовали себя в роли мультипликаторов, создавали своих анимационных персонажей. В Центре реабилитации и образования № 7 педагоги-мультипликаторы киностудии провели мастер-класс по созданию мультфильма с пластилиновыми героями. В этом году студия празднует свое 88-летие и продолжает радовать зрителей не только новыми мультфильмами, но и историями, которые стали любимыми для нескольких поколений.
«С Департаментом труда и соцзащиты населения города Москвы мы сотрудничаем не первый год. Например, участники „Московского долголетия“ под руководством художников-аниматоров учились создавать собственные мультфильмы, а в проекте „Давай ДруЖИТЬ!“ ребята приходят к нам в студию на экскурсию и знакомятся с созданием мультфильма. Анимация объединяет в себе разные виды искусства: музыку, живопись, актерское мастерство, мне кажется, это самый дружелюбный способ раскрыть детские таланты. Ребенок, который занимается созданием мультфильма может примерить на себя разные роли: рассказчика, художника, оператора, актера и даже композитора. Поэтому ребята, которые занимались анимацией, в старшем возрасте могут более осознанно сделать выбор, например, в пользу творческой профессии, не питая иллюзий и не идеализируя эту работу. Получается, что мультфильм — это очень хороший способ раскрыть себя еще в детстве», — рассказал генеральный директор киностудии «Союзмультфильм» Борис Машковцев.
Знакомство с увлекательным миром мультфильмов специалист семейного центра «Согласие» Элеонора Павлишена рекомендует начинать после двух лет. И до пяти лет уделять просмотрам не более часа в день, чтобы не перегружать детскую психику. В этот период малыши воспринимают мультфильмы через сказку или образы животных, природы и цветов. В этом возрасте отлично подойдут мультфильмы, которые сняты по детским книжкам. К четырем годам дети становятся осознанными зрителями. Их начинают интересовать темы дружбы, преданности, верности. В пять лет ребенка можно познакомить с сюжетом о добре и зле, а уже в шесть лет и старше дети начинают интересоваться фантастикой и научно-популярными мультфильмами, которые способствуют развитию малышей. Мультфильмы помогают детям верить в чудо и прививают лучшие человеческие качества: доброта, забота, отзывчивость, внимание и уважение к окружающим, ответственность, преданность.
«Мультфильмы — это не только источник развлечений для детей, но и средство обучения. Они помогают развивать воображение, расширяют словарный запас, формируют навыки анализа и понимания. Важно выбирать качественные фильмы, которые будут полезны для развития ребят. Такие мультфильмы помогают привить нравственные ценности, формируют позитивное мировоззрение» — рассказывает Элеонора Павлишена,
Специалисты рекомендуют обратить внимание на следующие критерии при выборе мультфильма:
Понятные для ребенка герои и образы
Лучше, если в мультфильмах героями будут сами дети или животные, так ребенку легче понять похожие образы и сюжет. Ребятам помладше подойдет формат коротких мультфильмов на 5-10 минут, где присутствует простая история. Стоит присмотреться к таким мультфильмам, как «Осторожно, обезъянки!» или «Умка» — в них присутствуют герои, понятные детям, легко улавливаются смыслы фильма.
Главный герой
Персонаж должен быть положительным и нести добро, учить ребенка правильному поведению, показывать, как себя вести в той или иной ситуации. В финале за плохие поступки, герои несут ответственность. Стоит выбирать мультфильмы с позитивным содержанием. Эта идея хорошо отражается в мультфильме «Дядя Степа — милиционер». Здесь есть пример для подражания и понимание: добро всегда побеждает.
Движения и мимика персонажей
Лучше если они будут разнообразны и хорошо прорисованы. Наличие пластики движений и мимики, способствует развитию детского телесного самоощущения, потому что экран — это еще и зеркало, в котором ребенок видит образец для подражания. Ярким примером выразительной мимики и звонкого голоса среди мультфильмов является «Вовка в тридевятом царстве».
Правильный выбор мультфильмов способен стимулировать развитие ребенка, его фантазию и креативное мышление.
Совместные просмотры мультфильмов позволяют весело и с пользой проводить время. В столичных семейных центрах работают киноклубы, где ребята смотрят мультики, а после обсуждают с психологом сюжет, характеры героев, высказывают свои мысли и переживаниями. Также просмотры мультфильмов в группе помогают сформировать общие интересы и приобрести друзей, учат отстаивать свою точку зрения и выслушивать мнение других.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы