26 февраля 2024 года
Детство трудно представить без сказок. С первыми жизненными правилами и законами мы начинаем знакомиться благодаря сказкам. Уже маленьким детям становится понятно, что хорошо, а что плохо, добро побеждает зло, сказка —ложь, да в ней намек. Но сказки можно не только читать, в них можно играть, ими можно лечить. Ко Дню рассказывания сказок говорим о кукло- и сказкотерапии.
В психологии есть два похожих метода — сказкотерапия и куклотерапия, с помощью которых можно помочь человеку справиться с волнующими его проблемами. Методика эффективно применяются в детской психологии и позволяют справиться со страхами, тревогами, агрессивным поведением, сложностями выражения эмоций и комплексами. Детская игра, кукольный спектакль, чтение сказок по ролям позволяет наладить связи между вымышленными событиями и трудностями, которые ребенок испытывает в реальной жизни.
Основная цель сказко- и куклотерапии — найти выход из тревожащей ситуации.
«Куклы помогают взрослым тактично заглянуть во внутренний мир ребёнка и преодолеть переживания. Для ребенка кукла — это способ познания окружающего мира и получения социального опыта. Взрослый человек с помощью куклы может узнать от ребенка максимально достоверную информацию о том, что происходит в его жизни и что его тревожит», — рассказала кандидат психологических наук, доцент Института дополнительного профобразования Юлия Ковалева.
По ее словам, можно выделить три основных этапа куклотерапии: изготовление куклы, знакомство с персонажем, развитие сюжета. Сначала малыш создаёт свою куклу, а затем под руководством помощника «играет» с ней, проговаривая волнующие его ситуации и таким образом справляясь с ними.
«Куклу можно изготовить самостоятельно, — подчеркнула эксперт — Самодельные куклы всегда воспринимаются эмоционально ближе. Даже по цветам материалов, которые выбирает ребёнок для создания куклы можно определить его настроение. Взрослый совместно с ребёнком может изготовить свою собственную перчаточную куклу, которая может стать надёжным помощником».
Хороший способ наладить общение с ребенком и узнать о его истинных желаниях и стремлениях — это сочинить вместе с ним сказку. Ведь зачастую, когда малыш придумывает свою историю, то в ней он скрывает свои настоящие переживания за метафорами и образами. А внимательный родитель может это увидеть.
В семейный центр «Ориентир» обратилась Ольга, мама 6-тилетнего Никиты. Мальчик посещал занятия по подготовке к школе. Однако отношения у ребенка с другими детьми не складывались. В беседе со специалистом Никита признался, что совсем не хочет идти в первый класс.
Психолог центра предложила Никите поиграть в «лесную школу», где учениками были звери — бумажные куклы. Психолог уточнила у мальчика, кем из животных он себя представляет в классе. И ребенок выбрал самую невзрачную игрушку — жирафа, у которого были порваны ушки и местами стерта краска. По сравнению с другими бумажными куклами — этот жираф выглядел хуже остальных.
Психолог попросила мальчика рассказать об этом жирафе. И мальчик описал собственную историю, поведав специалисту, что с жирафом никто дружить не хочет, он бы и рад обрести друзей, но учится он плохо, да и выглядит просто. Единственный способ обратить на себя внимание он видит в том, чтобы надоедать остальным детям, тогда его «замечают».
Психолог провела с Никитой несколько занятий, где с бумажными куклами отыгрывали разные ситуации, которые могут произойти в школе. А потом мальчик получил задание: если с ним на занятиях будет происходить что-то подобное, то он сможет поступать так, как поступали куклы в «лесной школе». Со временем отношения Никиты с ребятами наладились, малыш с удовольствием готовится к поступлению в школу.
«Сказкотерапия может помочь посмотреть вглубь себя, понять потребности, страхи и волнения. Такой метод позволяет включить воображение и по-новому взглянуть на привычные ситуации, найти иные способы решения проблем», — говорит специалист Московской службы психологической помощи населению Эллания Бердина.
Так, за консультацией обратилась молодая девушка, она не могла выстроить гармоничные отношения с мужчиной. При этом не могла обозначить какую-то определенную проблему, и психолог предложил начать со сказкотерапии. Рассказывая о себе, девушка выбрала русскую народную сказку «Царевна-лягушка», выяснилось, что она сопоставляет себя с образом Василисы Премудрой, заколдованной царевны, которая ожидает мужчину-спасателя и перекладывает на него ответственность за свое счастье. Сказкотерапия помогла ей взглянуть на проблему с другой стороны, лучше понять себя и изменить поведение.
Бесплатный мастер-класс «Куклотерапия детских страхов» для москвичей, приуроченный ко Дню рассказывания сказок, пройдет в Институте дополнительного профессионального образования 5 марта. Зарегистрироваться на занятие можно по ссылке.
Чтобы записаться на консультацию в семейный центр, перейдите на интерактивную карту портала «Мой семейный центр», выберите удобное учреждение и воспользуйтесь сервисом «Записаться на прием». Также можно оставить онлайн-обращение, специалисты свяжутся с вами в течение одного рабочего дня и ответят на все вопросы.
Справочно
Для поддержки московских семей работают 21 городская организация помощи родителям с детьми: 18 семейных центров, а также Кризисный центр помощи женщинам и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних «Возрождение» и «Алтуфьево».
Специалисты проводят тренинги и занятия, индивидуальные и семейные психологические консультации, оказывают правовую помощь семьям. Кроме того, действует служба медиации, сотрудники которой работают над разрешением семейных и супружеских конфликтов.
Бесплатную психологическую поддержку можно получить в Московской службе психологической помощи. Единый справочный телефон: (499) 173-09-09. Круглосуточно доступен телефон неотложной психологической помощи 051 (для городского) и 8 (495) 051 (для мобильного). Работает чат психологической поддержки и форум.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы