Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Основы правильной коммуникации с родственниками старшего поколения

16 августа 2023 года

Основы правильной коммуникации с родственниками старшего поколения

Симуляционный центр Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы создан для обучения навыкам профессионального ухода сотрудников системы стационарных социальных учреждений, а также горожан, ухаживающих за своими близкими самостоятельно. Помимо этого, тренеры по уходу учат, как сделать общение с пожилыми людьми простым, легким и приятным. С возрастом коммуникативные навыки претерпевают изменения и разговоры порой становятся сложнее. Членам семьи важно научиться правильно выстраивать общение, чтобы оно было не обязанностью, а радостью.

Значимость для пожилых людей полноценного общения с близкими трудно переоценить. Оно улучшает эмоциональное состояние, дает чувство моральной удовлетворенности и восполняет потребность в социальной активности. Но коммуникативные навыки могут заметно ухудшаться с возрастом. Пожилым людям становится трудно улавливать суть сказанного, формулировать и выражать мысли, проявлять эмпатию. С учетом этого можно выработать правильную тактику поведения по отношению к близким старшего возраста, чтобы сделать общение приятным для обеих сторон.

«Важно понимать, что психическая активность пожилых людей падает. Они быстро устают. Заметив первые признаки усталости, в том числе, раздражительность, одышку, красноту, нужно давать им возможность отдохнуть, перевести дыхание», — поясняет руководитель симуляционого центра Елена Воронова.

Внимание пожилых легко отвлекается внешними причинами, они теряют нить разговора, часто забывают, о чем только что шла речь. Поэтому важно при общении создать такие условия, чтобы ничто не отвлекало от беседы. Плохо воспринимается быстрая речь с короткими промежутками между словами. Надо говорить достаточно медленно, с перерывами. Нельзя проглатывать окончания слов, говорить взахлеб. Выражение лица должно быть приветливым и доброжелательным.

Пожилые люди с трудом участвуют в групповой беседе. Они плохо понимают смысл происходящих разговоров, если одновременно говорят несколько человек. Поэтому, когда медики или социальные работники что-то говорят и советуют, человек «серебряного» возраста не сразу может запомнить рекомендации и назначения и от этого начинает волноваться, раздражаться и, в результате, еще хуже понимает и запоминает информацию.

Люди индивидуальны. Есть те, кто всю жизнь привык манипулировать другими, отвергать чужое мнение, проявлять авторитаризм в общении. Это важно учитывать: не вовлекаться в скандалы, выяснения отношений, оправдания, не поддаваться на провокации. Если пожилой человек говорит с вами с раздражением, не отвечайте ему тем же. Отвечайте мягко, постарайтесь отвести разговор от темы, вызывающей у собеседника раздражение или неприятное чувство.

При этом, позитивно действуют на людей в возрасте рассказы о прошлом. Попросите рассказать о родственниках, детстве, местах, где пожилой близкий жил в юности, о прошлой работе, интересах. Очень хорошо вместе рассматривать старые фотографии мест, где он родился, жил и трудился. Однако собеседник должен чувствовать вашу искреннюю заинтересованность в рассказываемых событиях, ваше желание пережить то, что когда-то он пережил и прочувствовал. Если он не поверит вашей заинтересованности, то, скорее всего, замкнется в себе, и вы надолго потеряете его доверие.

Пожилым людям очень нужно внимание — не на бегу и желательно наедине. У них часто возникает ощущение, что они исключены из семейной жизни. Им даже может казаться, что от них что-то скрывают. Поэтому очень важно, чтобы близкие в возрасте не чувствовали себя в информационном вакууме. Для этого надо как можно чаще разговаривать о своих текущих делах и незначительных происшествиях. Большое количество «маленьких» новостей создает у них ощущение активной жизни.

Следует учитывать и желание человека быть выслушанным: пожаловаться, обсудить какую-нибудь проблему, вспомнить былое. Иногда они рассказывают одни и те же истории. Но для вашего собеседника это могут быть значимые, иногда самые дорогие в жизни воспоминания. Поэтому попытайтесь услышать каждый эпизод словно впервые, уточнить какие-то детали.

Если пожилой человек живет не с вами, звоните ему как можно чаще. Хорошо, если вы будете это делать с определенной периодичностью и в определенные часы — это создает ощущение стабильности.

Более подробно узнать о правилах коммуникации, разобрать актуальные примеры и научиться создавать позитивные и доверительные отношения в семье можно на одном из тренингов симуляционного центра «Как получать удовольствие от общения с пожилым человеком». Дополнительную информацию и контакты для записи можно найти на сайте центра и на странице в «ВКонтакте».

Симуляционный центр работает на базе Научно-практического геронтопсихиатрического центра. Его основная задача — обучение профессиональному уходу сотрудников системы соцзащиты и москвичей, которые заботятся о тяжелобольных родственниках. Для них специалисты центра разработали образовательные программы и тренинги, направленные на формирование и закрепление практических навыков. Обучение строится по модульной системе: слушатели получают те навыки, которые им необходимы. Узнать подробную информацию и записаться на занятия можно на сайте симуляционного центра.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Социальная поддержка

Категория граждан:Пенсионеры

Новости по теме