30 мая 2023 года
Совместное времяпровождение сближает взрослых и детей, помогает наладить взаимопонимание и укрепить отношения. Как занятия глинотерапией в особых семейных центрах дают возможность лучше узнать друг друга, рассказываем в нашей статье.
В керамической мастерской особого семейного центра «Семь-Я» действует проект «Волшебная глина». Студия оборудована печью для обжига, есть и настоящий гончарный круг. Здесь проводятся индивидуальные и групповые занятия, проходят мероприятия для всей семьи.
«Для работы используем разную глину. Она отличается по цвету, тактильным ощущениям. Оттенок и плотность влияют на восприятие ребенка и, следовательно, на процесс создания изделий», — говорит специалист особого семейного центра «Семь-Я» Ольга Моисеева.
Занятия позволяют дать выход эмоциям. Такой вид арт-терапии универсален: подходит людям с любым характером и темпераментом, взрослым и детям.
«Работать с глиной приятно и интересно. Она податлива, пластична. Кроме того, можно исправить работу, сломать и сделать заново не удавшуюся задумку. Сбросить таким образом накопившееся напряжение и достигнуть внутреннего баланса и спокойствия», — рассказала специалист.
Глинотерапия также приучает к усидчивости, концентрации внимания, фокусировке на ощущениях.
«В процессе дети развивают мелкую моторику. Лепка может быть ручной, а может быть за гончарным кругом. Это непростое дело, которое требует терпения и определенной сноровки. Но трудно представить более эффективное упражнение для тренировки слаженной работы правого и левого полушарий головного мозга», — рассказала Ольга Моисеева.
Первый этап работы над изделием — размять, подготовить глину. Именно в этот момент начинается терапевтический процесс: кроме массажа рук, во время занятий глинотерапией можно пачкаться в свое удовольствие и размазывать материал.
Второй этап — сушка и обжиг. Это механическая работа, участие детей в ней минимально. Но вместе с педагогом или родителями можно отнести изделие на полку для просушки и поставить в специальную печь. Дело, казалось бы, нехитрое, но необходимое для понимания ребенком производственного процесса.
Заключительный этап — декорирование. Можно расписывать поделку разными техниками, сделать узоры и орнаменты — пальцами, жесткой кистью и т. п. После обжига используют обычные краски (акварель, гуашь, акрил) и специальные керамические (ангобы, глазури). Многое зависит от возможностей ребенка, и как раз во время декорирования помощь педагога или родителя очень важна.
«Глинотерапия позволяет снять мышечные зажимы, эмоционально разрядиться. На занятиях детям разрешается „позлиться“, выплеснуть эмоции. А когда родители проходят все этапы вместе с ребенком, разделяют чувства, начинают лучше их понимать», — говорит специалист особого семейного центра.
В центр обратилась Марина, мама Александра. Мальчик проявлял агрессию, справиться с которой самостоятельно не мог. Женщина не понимала, как помочь сыну. Специалист посоветовал посетить занятия «Волшебная глина» в керамической мастерской.
«Сначала было непросто. Саша злился, бросал глину, отказывался лепить. Но постепенно, благодаря работе специалиста, все получилось. Сын стал более спокойным, и через несколько занятий мы оба начали получать удовольствие от процесса. Отношения улучшились, теперь мне легче понять, что хочет ребенок, о чем переживает, и поддержать его», — вспоминает Марина.
Благодаря доверительным, дружеским отношениям в семье, занятия получились насыщенными, полезными как для мамы, так и для Саши.
Совместное творчество в керамической мастерской улучшает эмоциональное состояния ребят. «У родителей появляется возможность заняться с ребенком продуктивной деятельностью, стать ему настоящим другом и помощником», — заключает Ольга Моисеева.
Справочно
Московские особые семейные центры оказывают поддержку семьям, где воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными особенностями. Сейчас в столице работают пять таких центров: им. Г.И. Россолимо, «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом Детей». При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей с особенностями развития, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы