Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

В особых семейных центрах создают развивающую среду для детей с ограничениями здоровья

17 марта 2023 года

В особых семейных центрах создают развивающую среду для детей с ограничениями здоровья

В особых семейных центрах столицы помогают развиваться более тысячи детей с ограниченными возможностями здоровья. Как строятся индивидуальные программы для каждого ребенка, рассказывает учитель-дефектолог особого семейного центра «Роза ветров» Анна Орлова.

Подготовить ребенка с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни — одна из главных задач специалистов особых семейных центров. Для детей проводят индивидуальные и групповые занятия, в том числе с учителем-дефектологом.

«Создавая условия для развития какого-либо навыка, необходимо учитывать особенности и возможности ребенка. Важно сформировать такую среду, которая была бы не только комфортной, но и стимулировала, побуждала к самостоятельности», — отмечает Анна Орлова.

Раскрыть потенциал особым детям помогает правильно организованное пространство. Например, для 6-летней Насти занятия проходят в форме игры на коврике. Специалист располагается рядом — в начале важно наладить зрительный контакт и убедиться, что ребенок готов к общению. Можно использовать тактильные игры, например, с использованием сенсорных игрушек из тканей различных текстур. Это поможет вызвать положительные эмоции и привлечь внимание к взрослому.

Виды занятий педагог определяет, исходя из способностей ребенка. Насте интересно подражать. Она хорошо копирует движения, стучит по мячикам, повторяя за специалистом. В завершение девочке предлагают убрать за собой игры и пособия — систематизированная работа дает понять, что встреча завершена.

Для 11-летнего Леши занятия проходят за партой, это формирует навыки для учебы. «В начале консультации работаем с визуальной доской: называем и показываем сезон, месяц, число, день недели, определяем погоду и уточняем, чем будем сегодня заниматься», — рассказывает специалист.

Встречи направлены на развитие познавательной активности. Процесс затрагивает различные виды деятельности, которые поочередно сменяют друг друга: мальчик называет буквы, рисует, занимается письмом.

Знакомство с основами математики начинается со счета. Ребенок запоминает цифры, их последовательность. Очень важно, чтобы усвоение материала происходило осознанно, не было механическим заучиванием. Для этого нужно не просто тренировать Лешу называть числа по порядку. У него должно сформироваться представление, как цифры обозначают определённое количество элементов. Так, собирая паззл «Божьи коровки», мальчик считает точки на спине у насекомых, соединяет с правильным числом.

«Каждое развивающее занятие предполагает помощь, взаимопонимание и увлеченность. В конце тренинга с Лешей подводим итог, обязательно хвалим», — подчеркивает специалист.

7-летняя Алена не разговаривает, передвигается в коляске с помощью взрослых. Учитель-дефектолог строит занятия с ней по принципу методики «Портаж»: от частного к общему, от простого к сложному.

Развитие познавательной деятельности ребенка специалист начал с исследования ящика с предметами. Девочка вынимала различные вещи, отрабатывала понимание действий «возьми» и «доставай», училась захватывать, сжимать, удерживать и отпускать.

Алене были интересны не столько предметы, сколько сама коробка. Изначально девочка просто трясла ее, слушала звуки. Постепенно ребенок научился обращать внимание на игрушки, а затем и доставать их. Вскоре специалист усложнил задачу, приступив к развитию навыка «подражая, кладем предмет в коробочку».

«Необходима правильная организация развивающей деятельности и среды. Детям интересны упражнения с использованием различных активностей и многофункциональных пособий. Участвуя, казалось бы, в простых играх, ребята не замечают, как учатся новому», — заключает учитель-дефектолог особого семейного центра «Роза ветров» Анна Орлова.

Справочно

Московские особые семейные центры оказывают поддержку семьям, где воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными особенностями. Сейчас в столице работают пять таких центров: им. Г.И. Россолимо, «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом Детей». При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей с особенностями развития, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Люди с инвалидностью

Категория граждан:Семьи с детьми, Инвалиды

Новости по теме