19 января 2023 года
Музыка формирует эстетический вкус, тренирует память и усидчивость, помогает познавать мир и себя. Кроме того, она является важной составляющей различных программ реабилитации. Рассказываем о том, как в столичных центрах для детей-сирот и особых семейных центрах используют музыкотерапию для развития навыков подопечных.
В Центре содействия семейному воспитанию «Центральный» знакомство малышей с музыкой начинается с колыбельных. «Спокойная, плавная, повторяющаяся музыкальная тема способствует восстановлению более глубокого дыхания. Сочетание слов и движений, легкое покачивание в такт мелодии снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Это вполне можно назвать сеансом музыкальной терапии», — говорит музыкальный руководитель Наталья Толмачева.
По мнению специалистов, в качестве колыбельных хорошо подходят как фольклорные песни, так и детские произведения современных композиторов. «Ритуал слушания колыбельной перед сном не просто помогает детям чувствовать себя по-домашнему уютно, но и формирует художественный вкус», — добавляет Наталья Толмачева.
Музыкальный руководитель Центра «Наш дом» Владислав Калашников уверен, что с помощью музыки можно повлиять на становление личности. «У нас живут ребята с разными особенностями здоровья, но заниматься важно и нужно с каждым. Для кого-то даже две ноты, сыгранные в правильной последовательности, или напевание любимой мелодии уже можно назвать хорошим результатом. И такие маленькие достижения приносят ребятам небывалую радость, придают уверенность в себе», — говорит педагог.
Фортепиано и гитара — самые популярные музыкальные инструменты. Педагог дополнительного образования Центра «Полярная звезда» Елизавета Корнеева уверена: игра на пианино обладает лечебными свойствами. «Дети, которые ходят на занятия, слушают звуки и просто прикасаются к клавишам, приобретают особую чуткость. Фортепиано — хитрый инструмент для терапии. Он учит концентрироваться на нотах, чистоте их звучания, и, таким образом, помогает рефлексировать, контролировать эмоции», — говорит педагог. Сейчас у нее занимаются два брата, очень подвижные и энергичные ребята, которым музыка позволяет тренировать усидчивость. «Мальчики очень талантливые, но им трудно сконцентрироваться. Однако прогресс уже есть», — делится Елизавета Корнеева.
Музыка объединяет
Педагоги считают, что музыка может установить контакт между людьми, а музыкотерапия — один из самых действенных инструментов в реабилитации детей с особенностями развития, способ невербальной коммуникации и познания окружающего мира.
Специалистами «Сколковского» была разработана дополнительная развивающая программа «Элементарное музицирование». Благодаря простейшим музыкальным инструментам, таким как погремушки, бубны, маракасы, клавесы, колокольчики и деревянные ложки дети быстро вживаются в роль и представляют себя настоящими артистами и музыкантами. «Музыка очень отзывается в сердцах ребят, надо только подобрать ключик к каждому. Тимоша, например, начинает петь при гитарных аккордах, Оле очень нравится звучание колокольчиков и блок-флейты, а Ване доставляет удовольствие звук клавесов и деревянных ложек», — делится Ирина Бякова.
В Центре «Юнона» тоже активно применяют музыкотерапию как способ реабилитации и развития ребят с ограниченным возможностями здоровья. «На занятиях музыкой мы не ставим главной целью развитие способностей и талантов, — отмечает музыкальный руководитель Людмила Осечкина. — Музыка помогает эмоционально воздействовать на каждого ребенка и корректировать имеющиеся особенности здоровья».
Специалисты особых семейных центров также отмечают, что в процессе музыкальных занятий развивается память. «Дети запоминают песенки и мотивы, узнают их на слух. По утрам воспитанники центра собираются в музыкальном зале, где выполняют упражнения под различные композиции. В каждой заложен порядок танцевальных движений. Выполняются упражнения для всех групп мышц: приседания, наклоны, круговые движения руками и ногами, повороты головы, пальчиковая гимнастика», — рассказывает специалист особого семейного центра «Формула роста» Валерия Любимова.
По словам специалиста, благодаря музыкотерапии ребята становятся более эмоционально отзывчивыми: начинают активнее играть вместе, делиться игрушками, помогать друг другу. «Даже дети с расстройством аутистического спектра, которые обычно держатся в стороне от окружающих, легче идут на контакт», — отмечает Валерия Любимова.
На заметку
Узнать больше о жизни столичных центров содействия семейному воспитанию вы можете на портале «Моя новая семья». Полезную информацию для себя там найдут будущие и состоявшиеся приемные родители, выпускники ЦССВ и приемных семей, а также все, кто интересуется темой помощи детям, оставшимся без родительского попечения.
Московские особые семейные центры оказывают поддержку семьям, где воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными особенностями. Сейчас в столице работают пять таких центров: им. Г.И. Россолимо, «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом Детей». При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей с особенностями развития, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы