Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Музыкотерапия помогает в реабилитации подопечных детских учреждений столичной соцзащиты

19 января 2023 года

Музыкотерапия помогает в реабилитации подопечных детских учреждений столичной соцзащиты

Музыка формирует эстетический вкус, тренирует память и усидчивость, помогает познавать мир и себя. Кроме того, она является важной составляющей различных программ реабилитации. Рассказываем о том, как в столичных центрах для детей-сирот и особых семейных центрах используют музыкотерапию для развития навыков подопечных.

В Центре содействия семейному воспитанию «Центральный» знакомство малышей с музыкой начинается с колыбельных. «Спокойная, плавная, повторяющаяся музыкальная тема способствует восстановлению более глубокого дыхания. Сочетание слов и движений, легкое покачивание в такт мелодии снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Это вполне можно назвать сеансом музыкальной терапии», — говорит музыкальный руководитель Наталья Толмачева.

По мнению специалистов, в качестве колыбельных хорошо подходят как фольклорные песни, так и детские произведения современных композиторов. «Ритуал слушания колыбельной перед сном не просто помогает детям чувствовать себя по-домашнему уютно, но и формирует художественный вкус», — добавляет Наталья Толмачева.

Музыкальный руководитель Центра «Наш дом» Владислав Калашников уверен, что с помощью музыки можно повлиять на становление личности. «У нас живут ребята с разными особенностями здоровья, но заниматься важно и нужно с каждым. Для кого-то даже две ноты, сыгранные в правильной последовательности, или напевание любимой мелодии уже можно назвать хорошим результатом. И такие маленькие достижения приносят ребятам небывалую радость, придают уверенность в себе», — говорит педагог.

Фортепиано и гитара — самые популярные музыкальные инструменты. Педагог дополнительного образования Центра «Полярная звезда» Елизавета Корнеева уверена: игра на пианино обладает лечебными свойствами. «Дети, которые ходят на занятия, слушают звуки и просто прикасаются к клавишам, приобретают особую чуткость. Фортепиано — хитрый инструмент для терапии. Он учит концентрироваться на нотах, чистоте их звучания, и, таким образом, помогает рефлексировать, контролировать эмоции», — говорит педагог. Сейчас у нее занимаются два брата, очень подвижные и энергичные ребята, которым музыка позволяет тренировать усидчивость. «Мальчики очень талантливые, но им трудно сконцентрироваться. Однако прогресс уже есть», делится Елизавета Корнеева.

Музыка объединяет

Педагоги считают, что музыка может установить контакт между людьми, а музыкотерапия — один из самых действенных инструментов в реабилитации детей с особенностями развития, способ невербальной коммуникации и познания окружающего мира.

Специалистами «Сколковского» была разработана дополнительная развивающая программа «Элементарное музицирование». Благодаря простейшим музыкальным инструментам, таким как погремушки, бубны, маракасы, клавесы, колокольчики и деревянные ложки дети быстро вживаются в роль и представляют себя настоящими артистами и музыкантами. «Музыка очень отзывается в сердцах ребят, надо только подобрать ключик к каждому. Тимоша, например, начинает петь при гитарных аккордах, Оле очень нравится звучание колокольчиков и блок-флейты, а Ване доставляет удовольствие звук клавесов и деревянных ложек», — делится Ирина Бякова.

В Центре «Юнона» тоже активно применяют музыкотерапию как способ реабилитации и развития ребят с ограниченным возможностями здоровья. «На занятиях музыкой мы не ставим главной целью развитие способностей и талантов, — отмечает музыкальный руководитель Людмила Осечкина. — Музыка помогает эмоционально воздействовать на каждого ребенка и корректировать имеющиеся особенности здоровья».

Специалисты особых семейных центров также отмечают, что в процессе музыкальных занятий развивается память. «Дети запоминают песенки и мотивы, узнают их на слух. По утрам воспитанники центра собираются в музыкальном зале, где выполняют упражнения под различные композиции. В каждой заложен порядок танцевальных движений. Выполняются упражнения для всех групп мышц: приседания, наклоны, круговые движения руками и ногами, повороты головы, пальчиковая гимнастика», — рассказывает специалист особого семейного центра «Формула роста» Валерия Любимова.

По словам специалиста, благодаря музыкотерапии ребята становятся более эмоционально отзывчивыми: начинают активнее играть вместе, делиться игрушками, помогать друг другу. «Даже дети с расстройством аутистического спектра, которые обычно держатся в стороне от окружающих, легче идут на контакт», — отмечает Валерия Любимова.

На заметку

Узнать больше о жизни столичных центров содействия семейному воспитанию вы можете на портале «Моя новая семья». Полезную информацию для себя там найдут будущие и состоявшиеся приемные родители, выпускники ЦССВ и приемных семей, а также все, кто интересуется темой помощи детям, оставшимся без родительского попечения.

Московские особые семейные центры оказывают поддержку семьям, где воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными особенностями. Сейчас в столице работают пять таких центров: им. Г.И. Россолимо, «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом Детей». При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей с особенностями развития, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Социальная поддержка

Категория граждан:Инвалиды, Дети-сироты

Новости по теме