Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

В особых семейных центрах развивают память детей с помощью мнемотехник

18 января 2023 года

В особых семейных центрах развивают память детей с помощью мнемотехник

В особых семейных центрах столицы поддерживают более тысячи детей с ограничениями здоровья. Специалисты используют различные развивающие занятия и творческие методики реабилитации для каждого ребенка. Об одной из них — мнемотехнике — рассказывает учитель-дефектолог особого семейного центра «Роза ветров» Полина Наумкина.

В особом семейном центре «Роза ветров» реализуется проект «Запоминай-ка». Он направлен на эффективное развитие памяти и речи у детей-дошкольников с ментальными особенностями. Курс основан на мнемотехнике — системе приемов, которая обеспечивает запоминание через ассоциации.

На индивидуальных и групповых занятиях специалисты применяют такие обучающие материалы, как мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы, где каждому слову, фразе или строчке заучиваемого текста соответствует свое изображение. Квадрат — простейший элемент, понятное изображение, обозначающее слово, словосочетание или простое предложение. Дорожка представляет собой квадрат из четырех картинок, которые позволяют составить четверостишие или небольшой рассказ. Таблица — это самая сложная структура, схема с изображениями, состоящая из нескольких звеньев. С ее помощью можно воспроизвести целое стихотворение или даже сказку.

Прием заучивания литературных произведений с помощью мнемотехники позволяет особым детям воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её, так как наглядный материал легче усваивается.

«Мы начинаем с простого знакомства с текстом. О чем произведение, какой у него сюжет, кто главные герои — обсуждаем такие вопросы с детьми. Далее делим текст на составные части в зависимости от объёма и уровня сложности: по словам, строкам или предложениям. После этого делаем подбор картинок под каждую из выделенных частей. С опорой на изображения специалист снова перечитывает произведение, затем — подключает детей. Освоение одной мнемотаблицы может занимать несколько занятий», — рассказывает Полина Наумкина.

При создании материалов для детей помладше специалист использует известных им героев мультфильмов — Машу и медведя, Эльзу и Анну и др. Малыши хорошо узнают персонажей, а значит — лучше воспринимают картинки. Все дидактические материалы хранятся в альбоме, к которому ему доступ у каждого ребенка.

Дефектологи включают в групповые занятия с детьми различные лексические темы: обувь, одежду, времена года, овощи и фрукты, посуду, животных. К каждой из них подбираются стихотворения или рассказы с использованием элементов мнемотехники и опорой на изображения.

У семилетнего Димы ментальные особенности развития. Несмотря на речевые сложности, с помощью мнемотехник мальчик выучил стихотворения про каждое из времен года. Больше всего ему нравится придумывать рассказы и рисовать, поэтому вместе с педагогом он создает мнемотаблицы по своим историям. Специалист отмечает, что при помощи подготовленных материалов Дима осенью смог рассказать стихотворение, которое он выучил полгода назад, а это большой прогресс для ребенка с расстройством аутистического спектра.

Мнемотехника позволяет не только развивать речь, обогащать словарный запас детей, но и способствует развитию внимания, образного мышления и зрительной памяти. Специалисты используют элементы мнемотехники для закрепления у детей бытовых навыков вроде чистки зубов или расчесывания волос.

«В результате работы мы создали методическое пособие с разработанным тематическим планом, конспектами специальных коррекционных занятий. Эти методические рекомендации могут быть использованы как специалистами, так и родителями», — подчеркивает Полина Наумкина.

Справочно

Московские особые семейные центры оказывают поддержку семьям, где воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными особенностями. Сейчас в столице работают пять таких центров: им. Г.И. Россолимо, «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом Детей». При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей с особенностями развития, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Люди с инвалидностью

Категория граждан:Семьи с детьми, Инвалиды

Новости по теме