Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Юные инженеры, архивисты и фотографы. Как московский проект «Стажировки» помогает подросткам

21 августа 2025 года

242

Проект позволяет подросткам прикоснуться к разным профессиям и заработать первые деньги, а учреждениям — найти талантливых ребят, чтобы в будущем предложить им трудоустройство. Рассказываем, как проходит практика.

Примерить разные профессии — от инженера-проектировщика до журналиста, погрузиться в рабочий процесс и получить первый заработок — участники городского проекта «Стажировки» проводят летние каникулы с пользой. В его рамках ребята из многодетных и неполных семей, а также семей в трудной жизненной ситуации проходят практику в московских учреждениях и компаниях. С 2023 года в проект включили детей участников специальной военной операции (СВО), в этом сезоне к нему присоединились почти 800 подростков. Всего за лето стажировку прошли более двух тысяч школьников.

Рассказываем, где можно пройти практику, какие задачи поручают ребятам и что им дал первый опыт работы, помимо прикладных навыков и заработка.

Юные инженеры, поездные диспетчеры, дизайнеры и фотографы

В столице с 2019 года работает профориентационная программа для подростков «Лето в новом формате». В нее входит три проекта. «Лето моей карьеры» знакомит школьников с 30 востребованными профессиями — от программиста до дизайнера. Ребята посещают ведущие предприятия, участвуют в тренингах и деловых играх. «ПРОГероев» — проект для самых смелых: в нем можно попробовать себя в роли спасателя, авиадиспетчера и даже летчика. «Стажировки» позволяют получить первый опыт работы. Возрастное ограничение для участников — с 14 до 18 лет.

«В этом возрасте ученики готовятся к поступлению в колледж или вуз, а значит, выбирают будущую профессию и начинают строить карьерный трек. Нередко случается, что уже после получения профильного образования они приходят на работу и понимают: это не мое. Стажировки помогают погрузиться в разные сферы и найти себя, получить первый опыт и заработок. Однако самостоятельно искать их непросто, и не каждый родитель готов отпустить ребенка работать в неизвестную организацию далеко от дома. Городской проект „Стажировки“ — это возможность пройти практику в ведущих учреждениях и компаниях столицы под наставничеством московской службы занятости населения», — подчеркнула Анна Астахова, руководитель проекта.

Анна Астахова

Подростков приглашают в проект через семейные центры и Единый центр поддержки участников СВО и членов их семей. Выбрать направление и место стажировки они могут сами (для школьников 14–15 лет площадку обычно подбирают в шаговой доступности от дома). Каждый находит занятие по душе. Этим летом партнерами проекта стали более 180 организаций. Среди них — Московский метрополитен, Мосгортранс, ГКУ «Организатор перевозок», Мосводосток, Мосгаз, Мослифт, ГБУ «Доринвест», центры госуслуг «Мои документы», Главархив Москвы, спортивно-досуговые центры, библиотеки, технопарк «Нагатино». В этом году пройти стажировку можно было и в колледжах столицы — на базе учебных мастерских и лабораторий.

Участники проекта попробовали себя более чем в 170 специальностях — это инженер-проектировщик, слесарь газового оборудования, поездной диспетчер в метро, специалист по транспортной инфраструктуре, тестировщик, аналитик данных, юрист, спортивный инструктор, аниматор, дизайнер, журналист, фотограф, координатор социальных программ, экскурсовод и другие профессии.

«В этом году особенно популярны направления в социальной сфере. Ребята практиковались в геронтологических центрах, центрах реабилитации для людей с инвалидностью, Центре социальной интеграции Дианы Гурцкая. Они выполняли несложные поручения, помогая ухаживать за москвичами. Еще один лидер среди работодателей — загсы: подросткам нравилось встречать молодоженов, провожать гостей в комнату жениха и невесты. В центрах „Мои документы“ они охотно помогали горожанам получать госуслуги на портале mos.ru, а в центрах московского долголетия готовили мероприятия, показывали людям старшего возраста, как пользоваться городскими онлайн-сервисами. Радует, что у нас много активных, заряженных стажеров. Сами партнеры в рамках проекта могут отобрать самых талантливых, перспективных ребят и предложить им трудоустройство после окончания обучения», — отметила Анна Астахова.

Саморазвитие, ответственность и умение найти подход к каждому

В этом году проект проходил с июня по август в три потока, каждый из которых длился четыре недели. Во время стажировки подростки работали по договору четыре часа в день с выходными в субботу и воскресенье. Погружение в процесс курировали сотрудники службы занятости. Наставники со стороны работодателя проводили обучение, давали задания и наблюдали за их выполнением.

14-летнему Денису Селиверстову в проекте предложили поучаствовать родители. Его заинтересовала стажировка в Главархиве Москвы.

«Мы оцифровывали архивы Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, в том числе документы студентов и абитуриентов с 1890 года. Это был незабываемый опыт: нам доверили исторические бумаги. Работая с ними, я стал внимательнее и ответственнее. Чувствовал, что занимаюсь полезным делом. Наши наставники рассказывали, как хранят архивные фонды и как с ними нужно работать. Я прикоснулся к необычной профессии и получил заработок», — рассказал он.

Денис Селиверстов

15-летняя Валерия Дымченко узнала о стажировках в семейном центре и захотела получить полезный опыт. Ее выбор пал на Московский технологический колледж имени И.А. Лихачева и профессию автослесаря.

«Меня не смутило, что эта профессия считается мужской. Я всегда интересовалась машинами. В колледже меня и других ребят приняли хорошо. Мы практиковались в мастерской, где стоит настоящий транспорт. Опытные мастера делились с нами знаниями: объясняли, как устроен автомобиль, как проводить его обслуживание. Например, мы ремонтировали стартер (самое сложное, с чем мне приходилось сталкиваться на стажировке), меняли шины и масло в двигателе. Это было увлекательно. Профессию я в итоге выбрала другую: окончив девятый класс, поступила на ювелира в колледж декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже. Стажировка на автослесаря помогла мне в саморазвитии. Я научилась работать в команде, стала более уверенной в своих силах», — отметила Валерия Дымченко.

Валерия Дымченко

15-летний Дмитрий Хилько тоже усовершенствовал коммуникативные навыки. Он прошел стажировку в Мосгазе. Практиканты изучили технику безопасности и порядок действий при нештатных ситуациях, например утечке газа, а затем приступили к выполнению своих обязанностей. Дмитрий Хилько сопровождал на выездах слесарей по эксплуатации и ремонту газового оборудования, а также принимал заявки москвичей на горячей линии.

Дмитрий Хилько

«В Москве ежегодно проходит проверка газового оборудования в домах, и с ней было связано большинство обращений жителей. Часто они не могли встретить слесаря, так как были в отпуске или на работе. Мы договаривались о визите специалиста в удобное для них время. В полевых условиях оказалось труднее: мы помогали слесарям заполнять документы, работать с газовым оборудованием. Постоянно общались с жильцами. Нужно было все понятно и подробно объяснять: что и зачем мы делаем, а если обнаружена проблема, то как ее решить. Это научило меня находить подход к каждому человеку. Навык пригодится мне в жизни, в том числе в будущей профессии: я мечтаю стать юристом», — признался собеседник mos.ru.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Семьи с детьми

Категория граждан:Семьи с детьми, Подростки

Категории граждан:

Семьи с детьми Подростки

Новости по теме