Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Какое образование родители детей с инвалидностью выбирают своим детям в Москве

19 августа 2019 года

Какое образование родители детей с инвалидностью выбирают своим детям в Москве

По статистике Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов (МГАРДИ), половина семей с детьми с инвалидностью выбирают инклюзивное образование, остальные предпочитают коррекционные центры. Но в столице существуют разные способы обучения. Основное преимущество — выбор всегда остается за семьями.

Как рассказала Наталья Никулина, мама двойняшек Анны и Кирилла, они успешно отучились первый год в общеобразовательной школе с инклюзивным классом.

«У детей — ДЦП, спастическая диплегия (двигательные нарушения в верхних или нижних конечностях, причем больше поражаются ноги — Примеч. Ред.), — говорит Наталья Никулина. — У Кирилла — более легкая форма, у Анны — тяжелее. Поэтому у них разные программы обучения».

Инклюзивный класс малой наполняемости, в который пошли дети в прошлом году, был сформирован на базе надомной школы, и располагался в другом, соседнем от обычной школы здании. Но даже тогда у всех первоклашек, несмотря разные показатели здоровья, были общие занятия — музыка, рисование, труд. Такие уроки ― своего рода социализации ― полезны как для детей с инвалидностью, так и их сверстников без инвалидности.

В этом году класс будет располагаться уже в здании школы, где учатся обычные дети.

«Кирилл учится по 4-летней программе обучения в начальной школе, Анна — по 5-летней. Занятия строились таким образом: Кирилл приезжал в школу к 8.30, Анну я подвозила к 10 часам. Для нас было принципиально, чтобы их учил один учитель, и чтобы они встречались. Потому что связь между двойней очень сильная», — подчеркнула мама двойняшек.

С 10 часов у них проходил общий урок в малонаполняемом классе. Потом у Анны начинались индивидуальные занятия, а Кирилл уже к тому времени освобождался.

В этом году будет немного по-другому. Из-за плотного графика дополнительных занятий сына и ежедневной реабилитации детей родители решили перевести Анну на надомное обучение. А Кирилл продолжит учиться во втором классе в новом корпусе, где каждый день будет встречаться с обычными сверстниками. В итоге так будет удобней для всех, считают родители.

Образование на дому

Как рассказала Алла Митина, бабушка 13-летней Анастасии Кулапиной, из-за частых операций и реабилитаций девочка по несколько месяцев не могла посещать общеобразовательную школу.

«В первый класс мы сначала повели Настю в общеобразовательную школу рядом с домом, — вспоминает Алла Анатольевна. — Получилось так, что как раз в первом классе ей предстояла операция на ноги и она должна была лежать в гипсе полгода. Позже мы перешли в «i-школу» («Центр образования „Технологии обучения“, где учатся дети с инвалидностью — Примеч. Ред.): два дня ездили и три дня по скайпу занималась. Потом совсем на удаленную перевелись снова в общеобразовательную».

У Насти — ДЦП, дисплазия тазобедренных суставов. Но врачи утверждают, что пока ребенок растет, есть шансы на восстановление. Поэтому семья решила найти наиболее удобный способ обучения, без вреда для здоровья.

Сейчас учебный процесс организован таким образом: когда нет процедур или реабилитации, Настя смотрит через интернет уроки в записи. Все домашние работы выполняет и отправляет по почте на проверку. Если нужно написать диктант или получить задание лично от преподавателя, то обычно проходит урок по скайпу.

«В течение трех лет она занимается по такой схеме, — говорит бабушка Анастасии. — Удобно то, что она может посмотреть урок два или три раза, если не поняла что-то. Остановить где-то, пересмотреть, понять и изучать дальше предмет. Закрывает четверти итоговыми работами. По таким предметам, как музыка и физкультура, пишет рефераты.».

На данном этапе это вполне устраивает семью. Но в будущем, как предполагают родственники, девочка сможет ходить в обычную школу.

«Конечно, живой школы, общения со сверстниками не хватает. Сейчас пока по телефону Настя общается с друзьями, их у нее много», — рассказала бабушка школьницы.

Для детей, которым нужен особый подход и присмотр, в Москве работают комплексно-реабилитационные образовательные центры. В них обычно занимаются дети со множественными нарушениями, сообщила Юлия Камал, председатель Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов (МГАРДИ).

«Коррекционное образование — это когда все дети получают образование в полном объеме, но в то же время им предоставляются и реабилитационные услуги: массаж, ЛФК, бассейн, спортивная площадка и игровая площадка. Каждый день организованы кружки по интересам, экскурсии», — говорит Камал.

Ребенка можно оставлять на всю рабочую неделю или же забирать каждый день после занятий. Никаких жестких требований нет, подчеркнула эксперт.

Специалисты МГАРДИ постоянно проводят консультации родителей и помогают выбрать наиболее доступную форму обучения для каждого ребенка.

«Мы стараемся подсказать, как правильно оформить документы, чтобы со школами, в которые идут дети, выстраивался правильный алгоритм взаимодействий», — заявила Юлия Камал.

Но, как подчеркнула эксперт, право выбора всегда остается за родителями.

«Если они считают, что ребенок может учиться в обычной школе, значит, мы помогаем не только устроить его туда, но и контролируем, чтобы там были созданы специальные условия обучения».

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Образование

Категория граждан:Семьи с детьми, Инвалиды

Новости по теме