Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Психологи столичных центров для детей-сирот помогают воспитанникам обрести эмоциональное равновесие

22 ноября 2022 года

Психологи столичных центров для детей-сирот помогают воспитанникам обрести эмоциональное равновесие

Ребенок, лишившийся родителей, зачастую испытывает трудности с социализацией и выстраиванием близких доверительных отношений. Рассказываем, как специалисты помогают ребятам преодолеть психологические барьеры.

«Работа с ребенком начинается с установления контакта и формирования доверия»,  говорит психолог Центра содействия семейному воспитанию «Каховские ромашки» Татьяна Елькина.

Важно, чтобы ребята воспринимали специалиста как помощника и друга. «Психолог и воспитатель выполняют разные функции. У воспитателя есть для ребенка конкретные задачи: по учебе, каким-то бытовым и социальным вопросам. А цель психолога — сохранить в ребенке возможность для воспитания, социализации, нормальной адаптации в обществе» продолжает Татьяна Елькина.

Для ребят, переживших травму утраты доверия, психолог может стать одним из значимых взрослых. «Ребенку очень важно иметь устойчивые отношения, это основа нормальной привязанности», — говорит педагог-психолог Центра «Наш дом» Алена Захарова.

По словам специалиста, для построения доверительных отношений с воспитанниками она и ее коллеги в том числе используют такой инструмент, как беседа по душам: «Такие беседы в обстановке безоценочности и принятия действуют на наших детей исцеляюще. Мы демонстрируем, что в жизни существует возможность просто и честно поговорить, не кричать, не осуждать. Это важный и нужный им опыт. Беседы — самый первый и важный шаг для установления доверия».

Дети, видевшие только неудачный пример отношений взрослых, как правило, уверены, что это единственно возможный вариант.

«Часто у ребят нет опыта взаимодействия со старшими, которые не осуждают, а прислушиваются. Мы своим примером показываем, что такое возможно. Это формирует картину мира, в которой есть „хорошие“ взрослые, которые помогут детям лучше интегрироваться в общество и в будущем создать нормальную семью», — объясняет психолог «Нашего дома» Евгения Пардилова.

Важность роли отношений со значимыми взрослыми наглядно иллюстрирует история воспитанницы центра Лены. На фоне трудностей с родителями девочка была очень неуверенной в себе, ситуацию усугубляла начинающаяся депрессия. Попав в центр, Лена стала посещать психологов: Алена Захарова и Евгения Пардилова часто общались с девочкой, поддерживали ее, делились эмоциями и опытом.

«Наш кабинет стал для Лены „местом силы“, где она могла унять разрушающий ее хаос. Девочка начала раскрываться, обретать уверенность в себе», вспоминают психологи «Нашего дома».

Теперь Алена и Евгения уверены в будущем своей подопечной, а Лена уже выбрала профессию — по примеру своих наставниц решила стать психологом, чтобы помогать другим выйти из сложных ситуаций.

В Центре «Полярная звезда» психолог Галина Полякова с успехом применяет душевные беседы в формате совместных прогулок с воспитанниками. Есть дети, с которыми она, например, ходит на качели  такая своеобразная терапия. На качелях ребята поют, в песнях озвучивая то, что их сейчас больше всего волнует: любовь, дружба, предательство. Потом следует разговор, разбор переживаний. «Бывает, что беру на прогулку не одного ребенка, а нескольких, — рассказывает Галина. — Мы находим общие темы, рассуждаем. Через меня дети начинают дружить между собой. Например, вижу девочек, которые тянутся друг к другу, но дружбы не получается из-за каких-то мелочей. Беру их на прогулку и помогаю решить эти вопросы в неформальной обстановке».

Одну из своих задач в работе с детьми Галина Полякова видит в том, чтобы разобрать сложные для детей темы на простых примерах. «Иногда рассказываю детям о своем опыте. Им важно понимать, что они такие не одни. С одной воспитанницей рассуждали на тему страхов, и я сказала, что понимаю ее. Когда мне было 16 лет, боялась таких же вещей, что и она, — делится опытом специалист „Полярной звезды“. — Хочу, чтобы психолог ассоциировался у детей с честностью и искренностью».

На заметку

Узнать больше о жизни столичных центров содействия семейному воспитанию вы можете на портале «Моя новая семья». Полезную информацию для себя там найдут будущие и состоявшиеся приемные родители, выпускники ЦССВ и приемных семей, а также все, кто интересуется темой помощи детям, оставшимся без родительского попечения.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Опека и попечительство

Категория граждан:Дети-сироты

Новости по теме