Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Столичные службы сопровождения помогают замещающим семьям подготовиться к школе

31 августа 2022 года

Начало нового учебного года — непростое время для родителей всех детей школьного возраста, но особо волнительно это для семей первоклассников. Собрать портфель и купить красивую форму — это только «верхушка айсберга», подготовка будущих школьников к новому этапу жизни начинается задолго до Дня знаний. О ее самых важных аспектах и особенностях, касающихся детей-сирот, рассказывают специалисты служб сопровождения столичных центров содействия семейному воспитанию и семейных центров.

«Мы рекомендуем приемным родителям прийти в школу заранее, лично познакомиться с администрацией и учителем. Чем больше они узнают об образовательной организации, ее правилах и традициях, тем лучше. Ведь основа учебной мотивации приемного ребенка — создание понятной и безопасной атмосферы для учебы», — говорит специалист по работе с семьей службы сопровождения Центра содействия семейному воспитанию «Полярная звезда» Ольга Вагина.

При подготовке к школе необходимо уделять внимание не только психологической стороне вопроса, но и бытовой. К первому классу ребенку важно овладеть базовым набором навыков самостоятельности, поскольку в дальнейшем это будет влиять на умение выполнять школьные задания. Программа первого класса строится на определенных параметрах, а готовность малыша к учебе заключается в том числе и в умении завязывать шнурки и застегивать пуговицы.

«С тренировкой мелкой и крупной моторики у ребенка развиваются и высшие психические функции — внимание, мышление, память. Ему необходимо научиться выполнять элементарные действия, чтобы „созрели“ определенные участки мозга, отвечающие за процесс обучения чтению и письму», — объясняет специалист.

Семья, состоящая на сопровождении в центре, очень ответственно подошла к вопросу выбора школы для приемной дочери. «Подбирать учебное заведение для будущей первоклассницы мы вместе с семьей начали за полтора года. Решили найти профильное учебное заведение, опираясь на склонности ребенка и высокие результаты среза знаний. Все складывалась благоприятно, но проблемой стала удаленность школы от дома. Кроме того, психодиагностика девочки, проведенная службой сопровождения, показала: несмотря на высокие интеллектуальные показатели, ребенок психологически еще не полностью готов к школе, поэтому учеба по усложненной программе будет даваться трудно. В итоге, взвесив все за и против, приемные родители прислушались к рекомендациям специалистов и сделали выбор в пользу расположенной недалеко школы, где первый класс набирал опытный и мудрый учитель», — рассказывает Ольга Вагина.

Выбор школьной программы и первого педагога крайне важен в случае, если у приемного ребенка есть особенности развития и ограничения по здоровью. Специалисты служб сопровождения консультируют приемных родителей по вопросу прохождения Центральной психолого-медико-педагогической комиссии, чтобы первоклассник мог учиться по специальной, подходящей именно ему программе. Поддерживают семью на этапе адаптации маленького ученика к новому этапу в жизни, дают приемным родителям рекомендации, как формировать у ребенка мотивацию к учебе. «Как правило, дети с особенностями развития имеют сложности с вниманием и усидчивостью, поэтому нужно прорабатывать эти моменты и в семье, и со специалистами», — отмечает специалист по работе с семьей Центра содействия семейному воспитанию «Берег надежды» Ольга Знамина.

При поступлении в школу ребенок может не только переживать, получится ли у него справиться с учебой и найдет ли он новых друзей, но и беспокоиться, оправдает ли надежды родителей. Чтобы сохранить доверительные детско-родительские отношения и гармонию в семье в непростой период адаптации первоклассника к школе, специалисты службы сопровождения семейных центров рекомендуют проговаривать с ребенком все нюансы его нового статуса.

«Школьник может испытывать страх, что родители за ним не придут. В этом случае расскажите, когда вы заберете его после уроков. Если он уже ориентируется во времени, то скажите: „Я приду за тобой в 15 часов“. Или можно перефразировать: „Пройдет три урока, ты пообедаешь, потом — еще два урока, и я приду“. И конечно, старайтесь сдерживать обещания»,  советует специалист семейного центра «Диалог» Елена Ярлыкова.

Чтобы дети сохраняли уверенность в себе и эффективно учились, родителям следует поддерживать их. «Искренне радуйтесь любым достижениям вашего первоклассника: получил высокую оценку, выучил стихотворение, быстрее всех ответил на вопрос учителя. Хвалите его за активность и инициативность», продолжает специалист.

Спрашивайте ребенка, как он себя чувствовал в течение дня. Было ли ему весело, интересно или, может быть, грустно и скучно. Постарайтесь узнать детали. Следите за его поведением и ответами: насколько он открыт, свободен и спокоен. Для спокойствия маленького ученика можно положить в его школьный рюкзак небольшую любимую игрушку.

Специалисты рекомендуют мягко настраивать ребенка на то, что учеба его важная и интересная задача, а на уроках он получает новые знания, опыт, общается с ребятами, проявляет свои способности. «Но не предъявляйте к первокласснику завышенные требования, особенно на первых порах. Он должен учиться в силу своих возможностей. Поддерживайте его в любой ситуации, признавайте трудности в школе и стремитесь помочь, чтобы ребенок чувствовал вашу заботу, любовь и искреннюю заинтересованность», — отмечает Елена Ярлыкова.

На заметку

Узнать больше о жизни столичных центров содействия семейному воспитанию вы можете на портале «Моя новая семья». Полезную информацию для себя там найдут будущие и состоявшиеся приемные родители, выпускники ЦССВ и приемных семей, а также все, кто интересуется темой помощи детям, оставшимся без родительского попечения.

Для поддержки московских семей работают 26 городских организаций помощи родителям с детьми: 23 семейных центра, а также Кризисный центр помощи женщинам и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних «Возрождение» и «Алтуфьево». Специалисты центров осуществляют психологические консультации, налаживают детско-родительские отношения, оказывают правовую помощь, работают с подростками, проводят тренинги и развивающие занятия. В учреждениях создана служба медиации, сотрудники которой работают над разрешением семейных и супружеских конфликтов.

Подробную информацию об услугах центра можно узнать на портале «Мой семейный центр». На нем создан раздел «Онлайн-консультации», где каждый может оставить свое обращение, с ним свяжутся в течение одного рабочего дня и проконсультируют.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Новости по теме