12 августа 2022 года
Воспитание ребенка с особенностями развития требует от семьи не только внутренних ресурсов, но и большого объема знаний, поэтому в столичных школах приемных родителей обязателен медицинский курс. Специалисты разбирают со слушателями не только педагогические и бытовые нюансы жизни с особым ребенком, но и развеивают множество бытующих в этой сфере мифов. И благодаря такому подходу все больше детей-сирот с ограничениями по здоровью обретают любящих, поддерживающих и понимающих родителей.
На занятиях в школах приемных родителей (ШПР) подробно разбирают все аспекты жизни с ребенком, имеющим ограничения по здоровью, — воспитательные, медицинские, бытовые и т.д. Спикерами выступают врачи-психиатры, логопеды, дефектологи, психологи. Кроме того, слушателям постоянно напоминают: став родителями детей с особенностями развития, они не останутся без поддержки. Всестороннюю помощь готовы оказать учреждения социальной сферы, а также многочисленные благотворительные фонды и НКО, в том числе получающие на эти цели гранты от города.
«Главное в вопросе воспитания ребенка с ограничениями по здоровью — обсудить со специалистами всю специфику диагноза, вплоть до особенностей быта и общения с окружающими. Мы всегда стараемся донести до слушателей, что просить о помощи не стыдно, не страшно, а, наоборот, хорошо и правильно, это говорит об ответственности родителя», — отмечает заведующая отделением по семейному устройству Центра содействия семейному воспитанию «Алые паруса» Людмила Климова.
Главная задача подготовки в том, чтобы человек оценил свои мотивы и ресурсы. И нередко оказывается, что ввиду отсутствия информации и опыта потенциальные приемные родители неверно представляют себе жизнь семьи с такими детьми. Полученные в ШПР знания помогают им понять, что всё не так страшно, как может показаться на первый взгляд. В одном из центров, например, недавно передали на воспитание ребенка, нуждающегося в безглютеновой диете и постоянной поддерживающей терапии.
Специалисты Школы приемных родителей обсудили с замещающей семьей все потенциальные риски, а медицинские работники центра пошагово объяснили, как ухаживать за малышом и обеспечивать его безопасность. Родители быстро освоили специальное меню, адаптировались к новым условиям быта и уже не видят в этом большой проблемы.
«На занятиях в Школе приемных родителей кандидаты часто утверждаются в том, что огромное количество родительских и воспитательных навыков, необходимых для жизни с особенным ребенком, у них уже есть», — отмечает психолог Центра содействия семейному воспитанию «Берег надежды» Диана Колчева.
Малыш со сложным диагнозом — такой же ребенок, у него есть все инструменты и возможности, чтобы успешно адаптироваться в социальной и семейной жизни. Просто ему для этого нужно чуть больше времени и ресурса как собственного, так и родительского.
«Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья прежде всего важно принятие его как личности. Конечно, нельзя закрывать глаза на его особенности, но любовь, забота, внимание, грамотный подход и системная реабилитация иногда творят настоящие чудеса», — говорит психолог и соведущий Школы приемных родителей Центра содействия семейному воспитанию «Полярная звезда» Кирилл Обухов.
В практике столичных ШПР нередки истории, когда кандидаты приходят с уверенностью, что примут на воспитание ребенка без особенностей здоровья, но в процессе подготовки меняют свое мнение.
Так, в центре «Алые паруса» был случай, когда потенциальные приемные родители были нацелены на мальчика без особенностей здоровья, но на дне открытых дверей познакомились с двумя девочками, имеющими серьезные нарушения зрения. Супруги были так очарованы малышками, что, заручившись поддержкой специалистов, приняли девочек в семью.
Такие истории не редкость. Семья, изначально планировавшая взять на воспитание одного здорового ребенка, приняла двух девочек с синдромом Дауна. На консультации приемные родители признались, что раньше они гнали от себя мысли о детях со сложными диагнозами из-за страхов и мифов, сопровождающих эту тему, а после окончания ШПР осознали, что справятся. Сил и ресурсов у них больше, чем им казалось, а в сложных ситуациях можно обратиться за помощью и поддержкой специалистов.
После принятия ребенка родители продолжают получать поддержку города. «Наши специалисты находятся в постоянном контакте с папами и мамами, приглашают их на занятия в очном и онлайн-формате, помогают организовать режим дня и занятия ребенка в домашних условиях, привлекают семьи к участию в мероприятиях, проходящих в центрах», — отмечает руководитель Школы приемных родителей особого семейного центра им. Г.И. Россолимо Татьяна Контарева.
«Приходи, смотри, участвуй» — принцип взаимодействия специалистов особых семейных центров с родителями. Здесь обучают правильному уходу за ребенком, помогают членам семьи научиться понимать его потребности и оценивать возможности. Вся поддержка семьи выстраивается по индивидуальному маршруту.
Сотрудники особых семейных центров также помогают за внешними особенностями увидеть ребенка, а не его диагноз, выстроить уклад жизни так, чтобы она была нацелена не только на развитие ребенка, но и на самореализацию всей семьи, чтобы в ней находилось место работе, отдыху, общению с родными и друзьями.
«Мы понимаем, что перед семьей, которая берет на воспитание ребенка с особенностями развития, встает ряд сложностей. Чтобы отношения были гармоничными, она должна функционировать с минимальными сбоями и уметь преодолевать жизненные трудности. Успешность этого процесса во многом определяется командной работой специалиста и родителей», — убеждена Татьяна Контарева.
Кроме того, в столице для родителей детей с особенностями развития с рождения и до трех лет действует служба ранней помощи, где решают психологические, юридические, организационные вопросы и занимаются полноценным интеллектуальным и физическим развитием малыша. Обратиться к специалистам можно, оставив онлайн-заявку на специальной странице. Здесь же можно прочитать истории маленьких подопечных, рассказанные их родителями, и узнать другую полезную информацию.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы