9 августа 2022 года
Среди воспитанников центров для детей-сирот с инвалидностью достаточно много ребят, не владеющих речью. Существуют методики, которые помогают им общаться, говорить о своих потребностях и желаниях. На помощь приходят средства альтернативной коммуникации. Специалистами столичной соцзащиты и некоммерческих организаций были разработаны единые методические рекомендации по использованию таких средств. Рассказываем, как это работает.
«Неговорящий ребенок не может объяснить, что у него что-то болит, жарко ему или холодно, удобно ли лежать в конкретной позе, хочется ли пить или поиграть с игрушкой. А когда окружающие не могут понять нужды ребенка, это стресс для него. Поэтому так важно научить ребят, а еще важнее — сотрудников учреждений и окружающих ребенка людей, общаться доступными им способами», — убеждена начальник Управления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних столичного Департамента труда и социальной защиты населения Елена Зайцева.
Площадкой для разработки методических рекомендаций стали восемь учреждений соцзащиты: центры содействия семейному воспитанию «Юнона», «Маяк», «Сколковский» и особые семейные центры «Семь-Я», «Роза ветров», «Формула роста», «Дом Детей» и центр им. Г.И. Россолимо.
Альтернативная коммуникация представляет собой использование разнообразных карточек, обозначающих то или иное действие. С их помощью можно не только сообщить о чем-то, но и составить расписание на день, которое располагается на специальных досках. Когда ребенок имеет возможность подойти к доске и посмотреть, что сейчас он будет завтракать, а потом — рисовать, это дает ему чувство стабильности.
В центре «Юнона», например, в работе применяются пиктограммы. Здесь воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития, и проблема обучения навыкам коммуникации стоит достаточно остро. У более 80% воспитанников не сформирована фразовая речь.
Одним из действенных приемов по расширению жизненного и коммуникативного опыта специалисты центра считают использование пиктограмм. «Пиктограммы представляют собой стилизованные черно-белые контурные рисунки. Символичное изображение конкретно, хорошо узнаваемо, чтобы воспитанник мог безошибочно идентифицировать его с реальным предметом», — рассказывает логопед Татьяна Горячева. — Пиктограммы помогают детям ориентироваться в среде и режиме дня, овладевать социально-бытовыми навыками«.
В центр не так давно поступил Слава (имя изменено) — он не умеет говорить и очень ограниченно понимает обращенную к нему речь. Мальчику уже 15 лет — он подросток со своими особенностями восприятия. Наглядное расписание режима дня с доступными для его понимания изображениями послужило переходным мостиком в общении «взрослый-ребенок» и позволило Славе достаточно быстро адаптироваться к новой среде.
Пиктограммы несут в себе не только социальную направленность, они обучают и развивают — постоянное использование наглядного материала в течение всего дня учит детей соотносить свои действия, окружающие предметы с плоскостным изображением, что является важным этапом в интеллектуальном развитии ребенка.
В центре «Сколковский» специалисты также стараются научить детей доносить нужную информацию до педагога, используя средства альтернативной коммуникации. Это возможность поделиться с другими своими мыслями и получить ответ. Ребятам предоставляют выбор способа выражения своих чувств, чтобы они не уходили от общения.
В центре живет мальчик Ваня, который очень любит наблюдать, как течет вода из крана. Задача специалистов состояла в том, чтобы обучить его попросить то, чего он хочет. Были изготовлены карточки-подсказки с изображением крана.
«Используя пиктограммы (карточки), которые сделала сама, стала играть с Ваней. Во время игры объясняла ему, что и когда можно делать. Он стал это использовать в своей повседневной жизни. Когда ребенок подходил ко мне и показывал карточку с краном, но я в это время была занята, то показывала карточку с красным кругом — это означало, что надо подождать. Когда я освободилась и смогла исполнить желание ребенка, то показала ему карточку с зеленым кругом. Используя этот вид деятельности, через определенное время он стал понимать, что не всегда желания сбываются сразу, иногда надо немного подождать, и оно обязательно сбудется», — делится дефектолог центра Любовь Суворова.
Таким образом, альтернативная коммуникация решает самые разные задачи: помогает детям с инвалидностью общаться, чувствовать себя увереннее, адаптироваться к социуму и развиваться.
Издание единых методических рекомендаций помогло обобщить опыт специалистов, работающих с неговорящими воспитанниками. Найти их можно на официальном сайте Центра лечебной педагогики.
«Мы надеемся, что разработанные рекомендации не только помогут нам усовершенствовать помощь неговорящим детям в столице в детских учреждениях соцзащиты, но и их начнут использовать в детских садах, школах, районных поликлиниках, сетевых магазинах и на крупных предприятиях, ведь жизнь за пределами учреждений для наших детей должна быть тоже доступна и понятна», — отмечает Елена Зайцева.
Справочно
Узнать больше о работе органов опеки и попечительства можно на портале «Моя новая семья». Полезную информацию для себя там найдут будущие и состоявшиеся приемные родители, выпускники центров содействия семейному воспитанию и замещающих семей, все, кто интересуется темой помощи детям-сиротам.
Московские центры социальной поддержки и реабилитации (особые семейные центры) оказывают поддержку семьям, где воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными особенностями. Сейчас в столице работают пять таких центров: им. Г.И. Россолимо, «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом Детей». При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей с особенностями развития, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы