29 июля 2022 года
30 июля отмечается Международный день дружбы. Каждому человеку необходима дружеская поддержка, но всегда есть те люди, которым она нужна чуть больше, чем другим. Приходя в учреждения соцзащиты Москвы, человек вне зависимости от его жизненной ситуации, возможностей здоровья и положения в обществе может найти друзей и единомышленников.
В Реабилитационно-образовательном центре № 105 учатся и проходят комплексную реабилитацию ребята с ментальными нарушениями разной степени тяжести. Вместе с учителями школьники живут как одна большая семья, где старшие всегда дружат с младшими и заботятся о них.
«В этом году мы самые старшие в школе, поэтому решили помогать малышам. Вместе каждое утром занимались скандинавской ходьбой, своим примером показывали важность здорового образа жизни. После уроков мы с ребятами читали книги и делали поделки», — рассказал Сергей Замчалов, выпускник 12 «В» класса РОЦ № 105.
Ученики центра дружат и общаются не только в стенах учреждения, но и за его пределами. На праздники ребята готовят поздравления и подарки для людей старшего поколения из Геронтологического центра «Люблино». Обучающиеся РОЦ № 105 и ветераны ездят друг к другу в гости с концертными номерами, угощают блюдами собственного приготовления и делятся интересными историями.
В Центре реабилитации и образования № 7 учатся и проходят комплексную реабилитацию дети с различными особенностями здоровья. Уже 15 лет учреждение принимает юных москвичей в экологически чистой зоне Московской области.
Курс реабилитации в центре длится 24 дня: за это время дети не только посещают оздоровительные и творческие мероприятия, но и учатся, чтобы не отставать от школьной программы. И, конечно, успевают завести новых друзей, ведь большая часть творческих активностей в ЦРО № 7 требует слаженной командной работы.
«Ребята очень много общаются. Курс реабилитации длится 24 дня. За это время некоторые находят себе близких по духу людей, с которыми продолжают дружить вне стен центра: ходят вместе в театр, в кино, гуляют по паркам», — поделилась Валерия Учеватова, учитель английского языка.
Дружеские отношения между детьми помогают развивать уверенность в себе и раскрывать свой потенциал. Ребенок учится доверять, ощущать сопричастность и комфорт с теми, кто разделяет его интересы. В столичных семейных центрах работают подростковые клубы и реализуются проекты, где у ребят есть пространство для общения, возможности развить свои навыки, проявить себя в творчестве и стать увереннее, а главное — найти новых друзей.
Алена и Эльвира познакомились на психологических тренингах в семейном центре «Алтуфьево». Специалисты отмечали активность Алены, ее общительность, любознательность и увлечение музыкой. Девочка сразу обратила внимание на новенькую скромную, застенчивую, но очень творческую девочку — Эльвиру.
В центре ей помогали справиться с переживаниями после потери родителей. Девочки сразу подружились, Алена помогала Эльвире адаптироваться в новом коллективе. Обе увлекались аниме, любили рисовать и петь. Позже Алена пригласила Эльвиру в гости, где она познакомилась с ее мамой Мариной. Они сблизились, стали много времени проводить втроем, гуляя, посещая выставки и музеи. Марина стала испытывать к Эльвире материнские чувства и в итоге оформила опеку над девочкой. Так подростки стали не только лучшими подругами, но и сестрами.
Ксения и Пелагея познакомились в подростковом клубе семейного центра «Зеленоград». Буквально с первых минут девочки поняли, что подружатся. Ксения очень любит животных, увлекается кулинарией и мечтает стать блогером. Пелагея занимается танцами, любит петь, увлекается баскетболом.
Подругам нравится вместе проводить время в семейном центре: они участвуют в мастер-классах по 3D-моделированию и посещают театральную студию.
Также девочек объединяет желание принести пользу городу. Они участвуют в волонтерских проектах семейных центров: помогают пожилым людям и участвуют в озеленении районов города Москвы.
У воспитанников центров для детей-сирот нет недостатка в общении — рядом педагоги, друзья, волонтеры. Но самый желанный гость для любого ребенка — это наставник. Друг, у которого можно научиться чему-то новому, с пользой провести время, поболтать о значимых для себя вещах, попросить совета. Особенно важно иметь такого наставника подросткам, которым недалеко до выпуска из учреждения, — для них старший товарищ еще и проводник во взрослую жизнь, который дополнит уже имеющиеся знания и поддержит на сложном этапе становления самостоятельности. Для Андрея из Центра содействия семейному воспитанию «Наш дом» таким другом-наставником стала Мария Ожегова.
«Когда я впервые встретила Андрея, то отметила, что у него достаточно богатый словарный запас. Позже выяснилось, что из-за особенностей здоровья у него есть сложности с освоением образовательной программы, и мы вместе стали дополнительно заниматься по некоторым предметам, чтобы повысить успеваемость», — вспоминает Мария.
По ее словам, на первом этапе их общения у молодого человека были трудности с мотивацией, но постепенно, выполняя мелкие просьбы, Андрей стал лучше ориентироваться в городе, взаимодействовать с незнакомыми людьми, повысил уверенность в себе.
Подготовка к будущей самостоятельной жизни становится еще эффективнее, если у воспитанника появляется возможность попробовать применить все полученные знания на практике при поддержке наставника.
«Когда у Андрея была поварская практика, он помогал на кухне в ресторане. Я поддерживала его, рассказывала, как выстраиваются отношения с коллегами. Он все это впитывал, и вскоре я заметила, что его мотивация в работе выросла, а от поваров он стал перенимать профессиональные знания и лайфхаки», — говорит Мария.
Профессиональная ориентация — одно из важнейших условий социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Это расширение круга общения, финансовая независимость. И перед наставником в этом случае стоит задача правильно замотивировать подростка на трудовую деятельность. «Перед вторым курсом колледжа Андрей устроился на работу в ресторан быстрого питания. И, несмотря на нагрузку, Андрей сам захотел поучаствовать в конкурсе „Абилимпикс“ в категории „Поварское дело“. Стал финалистом городского этапа, успешно пройдя первый тур», — с гордостью за своего воспитанника говорит Мария Ожегова.
В Центре социальной интеграции Дианы Гурцкая значительная часть реабилитации проходит в творческой атмосфере. Ребята, которые там занимаются, часто выступают вместе на одной сцене, поддерживают друг друга, и, конечно, многие заводят крепкую дружбу.
В честь праздника воспитанники Центра отправились в музыкальное путешествие на теплоходе «Михаил Сеспель». Для ребят летняя прогулка по Москве-реке — это увлекательное путешествие по столице, шанс рассмотреть поближе достопримечательности и отдохнуть на свежем воздухе. Они стали участниками интерактивной программы о дружбе, сыграли в музыкальную викторину, а еще исполнили любимые песни о дружбе в караоке.
Яркая часть мероприятия — мастер-класс по видеосъемке. Воспитанники центра учились снимать видеоролики, монтировать в мобильном редакторе и узнали много интересного о работе профессиональной видеокамеры и штатива.
«Наш мастер-класс, конечно, был посвящен дружбе. Ребята делились своими мыслями, записывали импровизированные послания своим друзьям, а потом мы вместе монтировали видео. Буквально час — и видеооткрытка для друга готова!» — делятся Александра Березина и Иван Судоргин, руководители киностудии, в рамках которой проходят занятия при Центре Дианы Гурцкая.
Не секрет, что дружба в молодые годы и в более зрелые сильно отличается, ведь жизненный мир человека становится шире и найти созвучного человека с годами сложнее. Но уж если нашел, то тогда людям сильно повезло!
В Центре реабилитации инвалидов «Красная Пахра» проходят курс комплексной реабилитации Александр Шелохвостов и Александр Евтеев из Северного административного округа Москвы. Приехав в центр абсолютно незнакомыми людьми, они смогли крепко сдружиться благодаря активному участию в социокультурных мероприятиях в «Красной Пахре».
Оба Александра абсолютно непохожие по темпераменту. Один из них более общительный и разговорчивый, второй — сдержанный и немногословный. Разность характеров только укрепила их дружбу.
У Александра Ивановича комплекс заболеваний опорно-двигательного аппарата, создающих проблемы с передвижением и выполнением бытовых манипуляций. Поэтому Александр Васильевич помогает ему во всем — спуститься по лестнице, заправить постель, даже на процедуры они ходят вдвоем. Другим людям они советуют вне зависимости от возраста дружить, общаться, быть активными и здоровыми. А для положительного эффекта от общения во время реабилитации они выбрали свое название — дружбатерапия.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы