Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

В столичных особых семейных центрах детям помогают преодолеть речевые нарушения

30 июня 2022 года

В столичных особых семейных центрах детям помогают преодолеть речевые нарушения

В особых семейных центрах Москвы оказывают помощь детям с ограниченными возможностями здоровья. У большинства из них есть речевые нарушения. С начала года специалисты центров провели более 4 тысяч занятий по «запуску речи». Подробнее об этом рассказывает специалист центра «Дом детей» Зинаида Омельченко.

При работе с неговорящими детьми специалисты используют методы альтернативной коммуникации. Один из самых эффективных методов — логоритмика, где основным инструментом является музыка. «Пение дает возможность без лишнего напряжения вырабатывать у детей внятное произнесение звуков», — говорит Зинаида Омельченко.

Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов. Ребята даже не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова. А запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения.

«Занятия всегда проходят в форме игры. Это меняет отношение ребенка к упражнениям. Даже если он сталкивается с трудностями, то воспринимает их более спокойно. „Запуск“ речи мы начинаем с упражнений на развитие мелкой моторики, слухового и зрительного внимания ребенка. После подготовительной работы вводим и артикуляционную гимнастику», — рассказывает специалист.

Часто логоритмические занятия включают в себя танцевальные методики, ролевые игры. Например, в процессе игры дети воспроизводят стихи и делают соответствующие движения — показывают, как дерево клонится от ветра, бушует море, корабль плывет по волнам.

Пятилетняя Катя начала посещать особый семейный центр около года назад. Девочка предпочитала общаться жестами, разговаривать ей было неинтересно. На групповых занятиях Кате и другим детям предлагали выполнять упражнения под музыку. Они проводились в игровой, театрализованной форме. Интерес к сказочному сюжету, музыка и взаимодействие с ребятами из группы побудили девочку заговорить. Сейчас Катя уже произносит около 20 слов и формулирует простые предложения.

«К нам часто обращаются семьи, в которых ребенок привык общаться, не используя речь. В таком случае дети обычно объясняются с помощью жестов либо родители ориентируются на их поведение. В таком случае у ребенка нет потребности в том, чтобы использовать слова. Наша задача — сделать так, чтобы ребенок захотел говорить», — объясняет специалист.

10-летний Ваня не говорил из-за серьезных нарушений нервной системы. Групповые занятия по логоритмике, которые начал посещать мальчик, изменили ситуацию. Музыка и интересная сюжетная игра заставили его более активно включиться в занятия. Он охотно выполнял упражнения, предложенные логопедом, стал более активно общаться с другими детьми.

Справочно

Московские особые семейные центры оказывают поддержку семьям, где воспитываются дети с ментальными особенностями. Сейчас в столице работают пять таких центров: «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров», «Дом детей» и центр им. Г.И. Россолимо. При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей с особенностями развития, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Новости по теме