7 июня 2022 года
Более 750 занятий, развивающих бытовые навыки детей, провели специалисты особых семейных центров с начала года. В особом семейном центре имени Г.И. Россолимо полтора года реализуется проект «Академия нескучных дел». Сотрудники помогают ребятам подготовиться ко взрослой жизни, обучают навыкам самообслуживания.
У воспитанниц особого семейного центра Лизы, Кати и Маши бытовые навыки сформированы частично. Девочки сами собираются на прогулку, помогают наводить порядок в группе, но нуждаются в напоминании и подсказке взрослых. А Сабине и Таисии требуется помощь. Чтобы научиться умываться, чистить зубы, одеваться или заправлять постель, им нужна пошаговая инструкция. На занятиях девочки получают определенную систему знаний, которую затем в повседневной практической жизни повторяют, закрепляют.
Бытовые навыки у детей начинают формироваться с наблюдения, как накрывают на стол, наводят порядок или ухаживают за цветами. Воспитатели объясняют, как и зачем они выполняют то или иное действие, показывают поясняющие иллюстрации, проводят обучающие игры. Все это воспитывает в детях уважение к труду и желание помогать взрослым.
Чтобы закрепить у ребят навыки, специалисты центра проводят упражнения, например, «Чистые ладошки», «Оденем куклу Катю на прогулку», «Наведем порядок в тумбочке». При этом учитываются особенности каждого ребенка. Одному воспитатель дополнительно показывают, что нужно сделать; другому — помогают в действии; третьему — подсказывают, напоминают, дают наводящие вопросы. Кого-то из детей нужно психологически поддержать, чтобы они действовали увереннее.
«Благодаря работе специалистов особого семейного центра моя дочь стала более самостоятельной. Без напоминаний заправляет постель, умывается, садится завтракать и с помощью жестов и мимики благодарит за приготовленную еду. Для нас это очень важно и ценно», — рассказала мама воспитанницы центра Анастасии.
Учитывая, что многие дети в центре не говорят, в работу обязательно включают средства бессловесного общения: пиктограммы, жесты, мимику, графические изображения. В поле зрения воспитанников висит доска (фланелеграф), на которой находится визуальное расписание дня.
Вкусная учеба
На занятиях специалисты знакомят детей с бытовыми приборами. Ребята пекут пирожки, делают горячие бутерброды, молочные коктейли, готовят вафли.
В каждом центре оборудованы зоны, где дети учатся сервировать стол, сортировать по цветам белье, подготавливая его к стирке.
«В работе с детьми наши специалисты ориентируются на них самих. Мы не над ребенком, а вместе с ним. Выстраивая общение, учитываем правило трех „П“: понимание, приятие, признание», — рассказывает специалист особого семейного центра имени Г.И. Россолимо Марина Воронцова.
Растим сами — своими руками
Агроэкономический проект под таким названием реализуется в особом семейном центре имени Г.И. Россолимо с начала 2021 года. На территории учреждения гармонично соседствуют игровые и спортивные площадки, беседки и теплицы. Весной дети с помощью взрослых высаживают рассаду помидоров, огурцов, цветов и ухаживают за ними всё лето. А сколько радости, когда они снимают первый урожай!
«Одна из важных задач для нас — помочь ребенку гармонично войти во взрослую жизнь. Все сотрудники: воспитатели, логопеды, дефектологи, медицинские работники выступают как единая команда, объединенная этой общей целью», — резюмировала директор особого семейного центра имени Г.И. Россолимо Елена Возжаева.
Справочно
Московские центры социальной поддержки и реабилитации (особые семейные центры) оказывают поддержку семьям, где воспитываются дети с ментальными особенностями. Сейчас в столице работают пять таких центров: им. Г. И. Россолимо «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом детей». При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей с особенностями развития, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы